Традиционно местами силы дизайнерская общественность считает Милан, Лондон, Париж, скандинавские столицы. В последнее десятилетие, по мере того, как становятся все более популярными так называемый дизайн-арт (создание произведений на границе между дизайном и современным искусством) и приравненная к антиквариату дизайнерская классика ХХ столетия, в этот список добавились Майами и Базель. Туда дважды в год, в декабре и июне, приезжают со своими сокровищами специализированные галереи и коллекционеры, а также любопытная публика, достаточно избалованная и обеспеченная, чтобы покупать вместо недорогих дизайнерских стульев массового производства винтажные вещи или нетиражные работы современных авторов. И вот в прошлом году в этот ряд попыталась встроиться первая за пределами западного мира выставка-ярмарка современного коллекционного и авторского дизайна Design Days Dubai.
Современный дизайн на Ближнем Востоке – модернизм с национальным лицом
Текст: Ольга Косырева
Опубликовано на интернет-ресурсе Buro 24/7 в феврале 2013 г.
Традиционно местами силы дизайнерская общественность считает Милан, Лондон, Париж, скандинавские столицы. В последнее десятилетие, по мере того, как становятся все более популярными так называемый дизайн-арт (создание произведений на границе между дизайном и современным искусством) и приравненная к антиквариату дизайнерская классика ХХ столетия, в этот список добавились Майами и Базель. Туда дважды в год, в декабре и июне, приезжают со своими сокровищами специализированные галереи и коллекционеры, а также любопытная публика, достаточно избалованная и обеспеченная, чтобы покупать вместо недорогих дизайнерских стульев массового производства винтажные вещи или нетиражные работы современных авторов. И вот в прошлом году в этот ряд попыталась встроиться первая за пределами западного мира выставка-ярмарка современного коллекционного и авторского дизайна Design Days Dubai. Первый раз она состоялась в марте 2012 года и теперь будет проходить ежегодно (в этом году – с 18 по 21 марта).
Дубай, безусловно, очень подходящее место для такого события как выставка-ярмарка современного дизайна: в Эмиратах около 30% населения – экспаты, и культура соответствующая. Плюс для самих «новых арабов», активно путешествующих по миру и впитывающих западную культуру иногда с истовостью новообращенного, дизайн – это что-то одновременно очень новое и очень желанное. Немаловажно и то, что во времена, когда мир с переменным успехом пытается выкарабкаться из ямы финансовой рецессии, в Эмиратах цены на потребительские товары по-прежнему высоки, а покупатели – платежеспособны.
Большинство экспонентов прошлогодней Design Days Dubai приехало из традиционных для дизайнерской культуры стран: Италии, Франции, Великобритании, США и др. Однако из участников Design Days Dubai были объективно даже более интересны те участники, о существовании которых в Европе и Америке до сих пор не знали ничего. Дизайн из ОАЭ, Ливана, Катара, Кувейта – это почти как жизнь на Марсе. Хотя истории и практике современного дизайна в этих странах – уже как минимум полвека: еще в 1950-е годы французский дизайнер Жан Ройер проектировал отнюдь не традиционные столы и диваны для дворцов шаха Ирана, египетского короля Фарука, короля Иордании Хуссейна, королевской семьи Саудовской Аравии и других высокопоставленных семей в Египте, Иране, Ираке и Ливане. Эти светильники и мебель активно циркулируют в кругах антикваров и коллекционеров в этом регионе.
Но и современный дизайн на Ближнем Востоке приживается и захватывает умы. Повсеместно в университетах работают факультеты дизайна, куда приглашают преподавать западных специалистов. Издаются интересные журналы. Открываются галереи и магазины. Проходят недели дизайна – в Стамбуле, например. Построен первый музей дизайна в регионе – недалеко от Тель-Авива. И главное – появляются местные дизайнеры и дизайнерские компании. В Турции это, например, Сейхан Оздемир и Сефер Чаглар из дизайн-бюро Autoban, прекрасно известные во всем мире. В Ливане – Хода Барури и Мария Хибри из маленькой компании Bokja Design, дающей новую жизнь старой мебели и старому текстилю (очень прогрессивно, по меркам западного мира). В Эмиратах – Халид Шафар, сделавший первые свои вещи из егаалей, мягких обручей для поддержания арабских мужских головных платков. Конечно, речь не идет о массовом высокотехнологичном производстве, но особенность местного дизайна такова, что в нем ищется симбиоз лаконичной модернистской эстетики и традиционных местных материалов и технологий. Ищется – и находится. Ближний Восток, представляющийся нам регионом с весьма традиционалистской культурой, оказывается весьма открытым для новых идей и стилей. Более того, его благополучные страны стремятся конвертировать полученные из нефтяных скважин деньги в новые ценности для своего народа, вкладываются в развитие, в будущее. России в этом отношении даже до Дубаи еще очень далеко, хотя по уровню потребления многие россияне могут сравняться с с арабскими шейхами.