Алькантара®, материал с поистине удивительным набором качеств, переживает свой очередной ренессанс. Почему?
Стара, но не устарела
В дизайне интерьеров в моду возвращаются 70-е. Десятилетие, которое принесло в интерьер свободу до безрассудства, нелогичность до хаоса, яркость до китча. Десятилетие, когда обрели популярность оп-арт и психоделические эффекты, а синтетические материалы стали чем-то привычным, само собой разумеющимся. Пластик – яркий, блестящий пластик, принимавший волшебные формы, – стал более-менее доступным, хотя и оставался дорогим и ценился высоко: в те годы его сравнивали с нефритом и алебастром. В отделке мебели и поверхностей вовсю использовали ламинат: прочный, гладкий и очень разнообразный по рисунку. И тогда же, в начале 1970-х, японским инженером был изобретен новый синтетический покровный материал, имеющий удивительный набор качеств и тоже переживающий сейчас очередной ренессанс. Речь об Alcantara® – искусственной замше, которую уже 45 лет выпускает итальянская компания Alcantara. К ее использованию в отделке салонов автомобилей все давно привыкли: материал востребован у самых разных компаний, от Lamborghini и Ferrari до Lexus и Audi. Все чаще встречается Alcantara® в обтяжке телевизоров, наушников, динамиков, всяческой техники и чехлов для нее. Даже поверхностный поиск выдает такие марки, как Leica, Samsung, Microsoft, Panasonic. Ею вовсю отделывают яхты: она не промокает. И не горит: не то чтобы совсем, но не загорается от случайно попавшей искры. В том числе поэтому она незаменима в самолетах. И неудивительно, что Илон Маск планирует делать из нее обивку для кресел своего будущего космического корабля (сами кресла будут из карбона повышенной жесткости).
Мебельные дизайнеры и дизайнеры интерьеров тоже увлечены Alcantara®. Не в последнюю очередь потому, что ею можно обтягивать криволинейные поверхности, она лучше ложится на них, чем ткань, кожа или натуральная замша. Она не холодит, как кожа, и не нагревается на солнце. Она существует разной толщины для разных целей. У нее богатая цветовая гамма – до сотни оттенков, в том числе самых модных, и постоянно добавляются новые. Даже компания Minotti, один из мировых лидеров в изготовлении кожаных диванов, предлагает Alcantara® как альтернативу. Также у Alcantara® есть множество декоративных возможностей: перфорация, лазерная резка, печать рисунков – часто неожиданных типа твида или «гусиной лапки», которые использовались компаниями Cappellini и Ligne Roset для обивки их знаковых моделей. В 2016 году сразу девять дизайнеров и дизайн-студий делали общий проект для римского музея MAXXI: Росс Лавгроув, Studio Job, Паола Навоне, mischer’traxler, Gam Fratesi, Neri & Hu, Майкл Янг и другие использовали этот материал, чтобы с его помощью, через рисунки на нем, различные виды обработки и резки выразить характер городов, в которых они живут. Туринский оперный театр, построенный знаменитым Карло Моллино, уже пару раз шил из Alcantara® занавесы для своих представлений – прошлой осенью таким занавесом любовались зрители только что поставленного «Фальстафа». Последняя новость – коллекция принтов Alcantara Tara, которую разработала французский дизайнер Инга Семпе. Семпе известна своими очень деликатными вещами, с легкими узорами, драпировками. Они часто вдохновлены обыденностью, но при этом неожиданны: диван «Взбитые сливки», лампа-гриб на ножке, другая лампа – воздушный шар из гофрированной папиросной бумаги, другой диван – лавка с наброшенным плиссированным одеялом, плитка с рисунком из тонких линий, нарисованных от руки. В этот ряд прекрасно вписываются и легкие микроузоры, которые Семпе придумала для Alcantara. Они гармонично накладываются на текстуру материала, сливаясь с ним и образуя единое целое. Паттерн, одновременно геометрический и асимметричный, очень динамичен. Базовая цветовая гамма – 11 оттенков, розово-бордовых, серо-синих, а также бежево-зеленых. Коллекция Tara разработана специально для внутренней отделки помещений и оформления интерьерных элементов. И то, что Alcantara пригласила для ее создания опытного индустриального дизайнера, говорит само за себя. Материал находит все большее применение в интерьерах в наши дни: как и многие идеи родом из 70-х, он не устарел.