Сразу оговорюсь: термины «скандинавский стиль» и «скандинавский дизайн» используются очень условно, потому что ни Финляндия, ни бывшие прибалтийские республики в число скандинавских стран не входят, а в формировании «скандинавского стиля» приняли и принимают огромное участие (по крайней мере, Финляндия уж точно была и остается одним из главных дизайнерских центров на севере Европы).
Стиль, пришедший с холода
Автор: Ольга Косырева
Опубликовано на портале Maindoor
Но говорим «скандинавский» – и перед глазами сразу возникает картина: фьорды, льды, суровые гранитные глыбы, холодные ветра и темный еловый лес. Может, это и стереотип, однако в формировании стиля суровая природа северных стран сыграла немаловажную роль. Потому что природные особенности, пейзаж и особенно неяркий северный свет повлияли на формы, материалы и краски скандинавского интерьера, как ничто другое. Главным материалом стало дерево – что неудивительно, когда вокруг леса. А сила и сдержанность дизайнерских решений, присущая скандинавам – разве это не их национальный характер и разве не ковался он в борьбе со стихией за место под холодным северным солнцем?
В общем, даже классические общеевропейские стили в Дании, Швеции, Финляндии приобретали свое северное своеобразие. Ампир, гордый стиль Наполеона и победившего его Александра I, здесь был скромным, непарадным, недворцовым – вместо позолоты, красного цвета, военных символов и лавровых венков его отличали серебро, серо-белая цветовая гамма и рисунки в полоску и клетку на обоях и тканях. Декоративный и яркий во Франции и Австрии, ар нуво в северных странах тоже больше восхищался не пышными извивами орхидей, ирисов и лилий, а воспевал северную природу, героев национальных саг и эдд, и пах скорее романтизмом, чем экзотизмом. Функционализм, который в Германии и Франции олицетворяла мебель с каркасом из гнутых металлических трубок, в скандинавской интерпретации тоже стал гораздо менее радикальным: его формы более плавные, а холодный промышленный металл, которого здесь просто неоткуда было взять, уступил место привычному и родному дереву теплых, естественных тонов. «Мы должны работать над простыми, хорошими, лишенными декора вещами, - провозглашал главный дизайнер скандинавского стиля, финн Алвар Аалто, в своей лондонской речи в 1957 году, когда ему вручали Королевскую золотую медаль за архитектуру, – но вещами, которые находятся в гармонии с человеческими существами и органично сочетаются с маленьким человеком с улицы».
Вот за это скандинавский стиль особенно любим: он не для избранных, он для всех. В нем нет пафоса, нет вычурности, нет нарочитой красивости, он прост, как правда, и легок, как летний дождик. В целом его рецепт незамысловат: простор и побольше света, мебель мягких, скругленных форм, из натурального светлого дерева, березы, дуба или бука, не обработанных вообще или покрытых натуральным воском, цвета – оттенки белого, серого и иногда бежевого. Приветствуется вторичное использование материалов – мебель или пол из старых досок, бывших рам и дверей здесь будут как нельзя кстати. И в таком окружении, где ничто не давит и не перетягивает на себя внимание, органично чувствует себя человек – а разве не об этом мечтают большинство квартиро- и домовладельцев?