01 Мар 2013 | ПУБЛИКАЦИИ

Тенденции в современном дизайне: стиль 1950-х

| ПУБЛИКАЦИИ
Тенденции в современном дизайне: стиль 1950-х

Стиль 1950-х: тонкие ножки, фанера, закругленные формы и яркие акценты. 10 новинок в русле главной тенденции выставки Maison& Objet, которая прошла в Париже в конце января.

BoxSofa Branca-Lisboa GUBI Greta Grossman De La Espada, Autoban Hay Matthew Hilton для De La Espada Ligne Roset Ligne Roset, Upside Down и C.Ghion Norman Copenhagen Normann Copenhagen Pinch

Опубликовано на интернет-ресурсе Buro 24/7 в феврале 2013 г.

Колонка Ольги Косыревой, руководителя Дизайн-лектория

Середина ХХ века – время оптимизма и новой, молодой энергии. Дизайнеры тогда стремились нести людям радость и помочь им забыть все тяготы военного времени. Хотя, если окинуть мысленным взором дизайн ХХ века, то 1950-е покажутся, пожалуй, скучными: никаких революций, никакой роскоши, никакого тебе буйства красок и разнообразия форм. Вместо них – сиденья из гнутой фанеры на тонюсеньких, как у муравьев, ножках. Закругленные углы, еще не осмеливающиеся стать круглыми. Скромные буфеты с раздвижными дверцами. Грубоватые, с болтами наружу, столы, у которых не то что декора нет – так вообще нет ничего, кроме самого «скелета». Мир все еще жил в условиях строгой экономии, поэтому в ход шли простые материалы: фанера, обычная и крашеная, дерево доступных пород, однотонные обивочные ткани.

Сейчас эта «изобретательная бедность» воспринимается как особый стиль, и его скромность и естественность пришлась нашему времени очень ко двору. Подражания и интерпретации стиля 1950-х – самая мощная тенденция последних лет, и на Maison&Objet она была представлена как никогда широко. В павильоне под названием Now! Design a vivre наблюдалось удивительное единство: французские, английские, португальские, голландские, датские марки, как будто сговорившись, выставили мебель скромную, невыспреннюю, очень «не надуманную», не стремящуюся к эффектности, а в чем-то привычную, отсылающую к не очень далекому прошлому. Ее формы – скругленные, как будто обмыленные, и очень легкие даже на вид, материалы – самые естественные: натуральный дуб, вяз, береза, а мягкие обивки – однотонные и простых, понятных цветов, не требующих пояснений. Оригинальные интерьеры в таком стиле многие из нас видели в детстве, и их все еще можно встретить в старых московских квартирах.

Однако не в коем случае не надо воспринимать сегодняшние новинки как ретро: ни о каких повторах речь не идет, все предметы сделаны с учетом современных требований – не только к качеству и функционалу, но и к стилю. Дизайнеры именно что переосмысливают эстетику того времени и делают это в сходных обстоятельствах: после кризиса 2008 года многое стало выглядеть по-другому – и роскоши напоказ больше нет места ни в моде, ни в гастрономии, ни в интерьерах, ни в жизни в целом.

Абсолютно в духе этой тенденции к скромности, которая родом из 1950-х, была мебель на стенде крупнейшей французской марки Ligne Roset: в их большой новой коллекции есть и письменный стол Litho, и стулья VIK и Tessa, и ваза Upside Down, идеально соответствующие эстетике тех лет. Светлое дерево, мягкие обивки и округлые формы отличали и мебель французской Alki – кооператива из страны Басков. Даже простые по конструкции стеллажи на их стенде были составлены из комбинации деревянных полок и деталей, обтянутых тканью, причем и те, и другие – с закругленными углами. А старинная семейная фирма Perrouin вышла к публике с новой коллекцией, спроектированной дизайнером Жан-Марком Гади, который в этом году также сделал несколько люстр для Baccarat.

Британцы из Case и Pitch порадовали спокойной и продуманной деревянной мебелью, а Pitch – еще и красивыми цветочными принтами на креслах.  Датчане из компании Gubi выставили среди прочего перевыпущенную в прошлом году классику – коллекции 1940-50-х годов дизайна Жака Адне и Греты Гроссман. Они не так «скромны» по материалам – Адне в 1940-е работал на Hermes и в своем дизайне использует кожу, но по стилю – абсолютно «в тему».

Открытием выставки стали португальские фирмы Branca Lisboa и De La Espada (о португальцах в дизайне вообще-то ничего не было слышно еще десять лет назад, но сейчас хороший вкус и высокая культура ремесленничества выдвигают их в авангард мирового дизайна). Первая компания – совсем новая, ей всего три года, но ее основатель и арт-директор Марко Сауза Сантос считается одним из лучших дизайнеров своей страны. Вторая – более крупная и авторитетная, и она привезла в Париж целых три коллекции, разработанные тремя очень хорошими авторами – британцем Мэтью Хилтоном, турецким дизайн-бюро Autoban и датчанами из Soren Rose Studio. В них заметно влияние и скандинавского дизайна середины ХХ века, и современного экологического стиля, и дерево использовано не только светлое, но и более насыщенных цветов – орех, например. Однако впечатление от их стендов все то же – легкость, продуманность, «человечность» каждой вещи.

Все перечисленные новинки так же, как их предшественники и прообразы, наполнены жизненной силой и духом оптимизма. Они объединены каким-то настоящим, честным подходом. В них нет пафоса, и они не стремятся произвести на своих потенциальных пользователей какое-то излишне сильное впечатление – они, скорее, умиротворяют, чем поражают. И это особенно удивительно: ведь еще восемь-десять лет назад главным в дизайне считался именно wow-эффект.