Что будет показано на выставке «Где живут архитекторы» в рамках Миланского мебельного салона 2014.
Только о личном
Скачать PDF версию рубрикации
Миланский мебельный салон, который пройдет в этом году уже в 53-й раз, каждый год стремится удивить своих гостей чем-то еще, кроме разнообразия мебельных премьер. Мебель мебелью, но посетителей выставки интересуют не только вещи, но и люди, которые за ними стоят, тенденции, которые возникают и развиваются в мире дизайна, а также в целом перемены в образе жизни, которые происходят в наши дни. В этом году организаторы Салона решили обратиться к профессионалам «большой» архитектуры, чтобы понять, как они обходятся с архитектурой «малой» - архитектурой собственных домашних пространств. Для этого куратор выставки «Где живут архитекторы» Франческа Молтени обратилась за помощью к семи всемирно известным архитекторам и одной архитектурной паре: Захе Хадид, Даниэлю Либескинду, Дэвиду Чипперфильду, Маршио Когану, Шигеру Бану, Марио Беллини, Биджой Джайну и Массимилиано и Дориане Фуксасам. «Мы решили выбрать архитекторов из разных стран и разных частей света, - рассказывает Франческа, - от Бразилии до Японии, от Италии до Индии. Это нужно, чтобы показать разные стили жизни, разные культуры. И еще было важно, чтобы они занимались частным жильем тоже – например, один из наших героев, бразилец Маршио Коган строит прекрасные небольшие виллы в бразильских лесах. Но их собственные дома – это часто противоположность тому, что они делают для других. Они предпочитают небольшие, уютные пространства, наполненные памятными вещами, привезенными из путешествий, собранными по всему свету и напоминающими о разных встречах, которые случились там. Так что увидеть их дома – это способ лучше узнать и понять этих архитекторов-звезд. Но в то же время эти дома можно воспринимать как парадигму современной жизни вообще».
Идея проекта родилась у Франчески после другой ее выставки, прошедшей два года назад. Она называлась «Жизнь с Джо Понти», и при подготовке к ней куратор изучала фотографии и чертежи квартиры великого дизайнера и архитектора ХХ века, анализируя каждую деталь, задаваясь вопросом, почему она находится именно здесь, и т.д. «И тогда мне пришла мысль, что это очень интересно – проследить, как живут архитекторы. Почему архитекторы? Потому что они в ответе за все остальные дома, не только за свои. Они строят вокруг нас, они меняют наши города и вообще мир вокруг. Интересно следить не только за их «большой» архитектурой, но и за «маленькой»».
На выставке в 9-м павильоне выставочного комплекса Ро будут показаны восемь инсталляций, каждая из которых посвящена отдельному архитектору (или паре, как в случае с Массимилиано и Дорианой Фуксасами). Буквально квартиры звезд туда, конечно, не переедут, но кураторы постараются дать возможность посетителям проникнуть в их личные пространства, почувствовать ту атмосферу. Там будут видео, снятые в гостях у каждого, записанные интервью, изображения тех городов, где находятся дома – ведь контекст тоже очень важен. И отдельные «метафизические», как назвал их Марио Беллини, предметы, которые помогут воссоздать если не букву, то дух соответствующего дома. В случае с Беллини, например, за метафизику будет отвечать огромная, высотой в два этажа стена-библиотека – ровно такая же есть у него дома.
Сам Беллини, в 1960-90-е успешно работавший как промышленный дизайнер, а как архитектор прославившийся недавней реконструкцией одного из внутренних дворов Лувра, который он накрыл стеклянным навесом, так рассказывает о будущей выставке: «Каждый, кто придет на выставку с надеждой увидеть наши дома, будет разочарован: перенести их в выставочные залы, даже маленькие частички их, просто невозможно. Там будут стены, и в них мы, каждый из нас, будем метафорически присутствовать. Там будут звуки, проекции, а также некоторые элементы, которые будут призваны перенести вас в атмосферу наших домов. Концепция была такая: «Давайте поговорим об этом» - и мы будем говорить, в прямом и переносном смыслах».
Еще меньше представления о том, как будет представлен на выставке их дом, есть у Фуксасов, архитекторов, которые в прошлом году выиграли конкурс на проектирование музейно-просветительского центра Политехнического музея и МГУ и теперь собираются строить в Москве на Воробьевых Горах. По поводу апрельской выставки Массимиллиано говорит: «Точкой отсчета будет наша квартира в Париже. Она находится в доме начала 17 века на Пляс де Вож. Внутри она обставлена преимущественно мебелью Шарлотты Перриан и Жана Пруве – Дориана ее коллекционирует. Ну и еще немножко Moooi и другого современного дизайна». «Но как это будет показано, мы сами не знаем, - замечает Дориана. - Организаторы выставки снимали фильм о нас и нашей квартире, делали фотографии, так что фото и фильм там будут точно. Ну и, видимо, некоторая реконструкция нашего образа жизни, некая интерпретация. Самим любопытно!»
И только Даниэль Либескинд, автор проекта мемориального комплекса Ground Zero, который строится на месте разрушенных 11 сентября нью-йоркских башен-близнецов, точно знает, что нас всех ждет в Милане в апреле: «Это будет опыт, переживание. Люди должны придти и прочувствовать, уловить много разных нюансов. Это будет как посещение лаборатории времени, где собрано много разных штук: объекты, рисунки, наброски. Не то чтобы это было просто собрание вещей, не магазин, нет. Идея не в том, чтобы продать что-то – идея в том, чтобы показать культуру, образ жизни, какой-то взгляд на жизнь в будущем и идею пространства для человека. Это будет абстракция, но она имеет интеллектуальную и эмоциональную важность».