21 Мар 2011 | ПУБЛИКАЦИИ

Тотальный модернизм: от города до стула

| ПУБЛИКАЦИИ
Тотальный модернизм: от города до стула

Опубликовано в "Независимой газете" в марте 2011 г.

Текст: Ольга Косырева

«Чтоб вам жить в эпоху перемен!» этот как раз про него, родившегося в один год с Эйфелевой башней, про архитектора-революционера и одновременно архитектора-самоучку, бунтаря и провокатора, предлагавшего снести Париж и построить на его месте новый, современный, город, освободившись таким образом от всех «язв капитализма» разом. С Парижем идея не удалась, но зато благодаря Джавахарлалу Неру Ле Корбюзье в соавторстве со своим кузеном Пьером Жаннере построил в Индии город Чандигарх, новую столицу штата Пенджаб, – правда, посреди чистого поля. Спроектировал сам город и множество зданий, включая монументальный комплекс Капитолия, состоящий из администрации штата, верховного суда и парламентской ассамблеи. Между ними – площадь в форме открытой ладони, где по замыслу Неру и Ле Корбюзье должен был бурлить народ во время массовых праздников. С тех пор комплекс так и стоит, почти пустой: Пенджаб – это такой индийский Северный Кавказ, индийская Ингушетия. С народными гуляниями в сепаратистском штате не густо, обстановка военная. Со времен строительства, с 1960-х годов, в Чандигархе мало что изменилось: в администрации сидят чиновники в нарукавниках и по старинке, без компьютеров, перебирают бумаги, и даже машины на улицах ездят все те же, британские «амбассадоры», похожие на советские «победы». Все это фотограф Алексей Народицкий увидел своими глазами, когда приехал снимать этот памятник архитектуры под открытым небом. Народицкий специализируется на архитектурной фотографии, и в случае с Чандигархом совместил это профессиональное увлечение с любовью к дальним странам. К тому же, «съемок Чандигарха не было с 70-х годов, – говорит он, - поскольку там неспокойно, и район этого комплекса находится под особой охраной, туда нельзя попасть без специального пропуска».
Тем не менее, фотографии, сделанные Алексеем Народицким, стали основой выставки, которую сегодня, 1 апреля, открывает в стенах «Руины» в Музее архитектуры куратор Елена Гонсалес. 30 фотопортретов зданий великого Ле Корбюзье в Чандигархе, фильм и слайд-шоу из архивных фотографий, посвященные тому, как создавался этот город, а также мебель дизайна знаменитого архитектора-революционера и лекция о том, как его дизайнерские идеи изменили мир. И тут даже не скажешь, что интересней: модернистский бетонный город без каких-либо национальных признаков, выросший среди одной из самых древних и многогранных культур мира, или кресла и стулья из холодных хромированных трубок, 80 лет назад, в конце 1920-х годов, возмутившие парижских любителей изящных искусств. И то, и другое – освобожденные от груза прошлого символы своего времени, предельно острое выражение идеологии модернизма и в архитектуре, и в промышленном дизайне, в момент рождения этих вещей переживавшего и свое собственное рождение. В наши дни, с позиции людей совсем другой эпохи, за этими экспериментами уже почти не видны породившие их отчасти утопические идеи «равенства и братства», но, как считает Елена Гонсалес, встают новые вопросы: о плодах глобализации, сделавшей границы стран проникаемыми и для идей, и для бомбардировщиков, о национальной самоидентификации и культурной экспансии, о месте творца в мире, где архитектура из «божественной миссии» превращается в сферу услуг.

Powered by Froala Editor