09 Окт 2015 | ПУБЛИКАЦИИ

Трое в лодочках

Опубликовано в журнале Vogue в сентябре 2015 г. | ПУБЛИКАЦИИ
Трое в лодочках

В сентябре в Гостином Дворе прошла единственная в России международная арт-ярмарка Cosmoscow. Меценат, супермодель и аукционистка объединились, чтобы современное искусство пришло в дом к каждому.

Фото: Даниил Головкин

Текст: Ольга Косырева

 

Где фотографировать патронесс современного искусства, как не среди этого самого искусства? На время съемок Галерея Марины Печерской на «Винзаводе» превращается в гримерную и примерочную — настоящий переполох. Маргарите и Сандре, двум директорам художественной ярмарки Cosmoscow, которая с 10 по 13 сентября пройдет в Гостином Дворе, роль фотомоделей в диковинку. Да и для Водяновой это тоже своего рода дебют: впервые в кадре она не как звезда или руководитель благотворительного фонда, а как попечитель молодых художников. «Наташа — наш посол в мире, — говорит Сандра Недвецкая, которая раньше отвечала за развитие бизнеса Christie’s в России и СНГ, а теперь делает Cosmoscow. — Они с Антуаном Арно сами коллекционеры и дружат с коллекционерами, благодаря им ярмарка и российское искусство станут объектом повышенного международного внимания».

Наталья Водянова в роли арт-посла? Неожиданно и на самом деле — органично. Интересоваться современным искусством в мире уже давно хороший тон, а если твой бойфренд — сын филантропа и коллекционера Бернара Арно, глубокое погружение в тему неизбежно. Наташа честно признается, что покупает работы по наитию и немного стесняется своейколлекционерской бессистемности. Для нее в предмете искусства главное, чтобы трогало, то есть душа работы: «Я, например, люблю Карстена Хёллера, бельгийско- го художника, который делает инсталляции из детских горок-желобов. Считаю, что для взрослого человекаочень важно сохранить ребенка внутри себя и уметь время от времени его вызывать».

Искусство, воздействующее на уровне чувств и апеллирующее к разуму, молодые художники и мэтры, наши и зарубежные — на Cosmoscow будут работы на любой вкус и кошелек. Свои стенды представят полсотни галерей, причем — и для России это невиданное дело — все участники прошли отбор, как на главных мировых арт-ярмарках. «Мы исходим из того, что галерея — это не магазин картин, а продюсерский центр, который ищет таланты, занимается продвижением художников, — рассказывает Маргарита Пушкина. — Поэтому мы с самого начала решили, что создадим экспертный совет, который отберет для участия в ярмарке галереи с интересной программой, интересными художниками. Нашим зрителям мы хотим показать лучшее с точки зрения профессионалов и авторитетных людей из мира искусства».

Маргарита Пушкина — известный в Москве меценат и коллекционер, в ее собрании — художники первой ве- личины, интеллектуалы и концептуалисты: Вик Мунис, Эван Пенни, Трейси Эмин, Павел Пепперштейн, Сергей Сапожников, Владислав Мамышев-Монро, Константин Звездочетов. В 2000-е годы Маргарита возглавляла отдел Private Banking в «КИТ Финанс», собирала корпоративную коллекцию и вместе с архитектурным критиком Григорием Ревзиным издавала журнал «Проект Классика». А в 2010 году основала Cosmoscow. Потом был перерыв, и в прошлом году ярмарка возобновилась уже с участием Натальи и Сандры. С тех пор в программе Cosmoscow появился благотворительный аукцион в поддержку фонда Водяновой «Обнаженные сердца». В этом году он пройдет 10 сентября вместе с закрытым показом ярмарки для коллекционеров. «С Ритой меня познакомила именно Сандра. Она поддерживала нас, еще работая в Christie’s, — говорит Наталья. — И все аукционы «Обнаженных сердец» тоже проводила она».

Москвичка с лондонским дипломом экономиста и политолога, Сандра Недвецкая — аукционист от Бога. Когда три года назад Vogue устраивал в Пушкинском музее аукцион «История игрушек» в поддержку фонда Водяновой,Сандра превратила торги в настоящее шоу. Сборы тогда были рекордными: шестнадцать игрушек от русских дизайнеров ушли за шестьсот пять тысяч евро. В семейной коллекции Сандры и ее мужа Андреаса Румблера, тоже аукциониста и главы швейцарского отделения Christie’s, — современные зарубежные художники. «Конечно, хотелось бы собирать Матисса, — смеется Сандра. — Мы стараемся выбирать художников, которые отражают сегодняшний день, то, что нас волнует. Тех, кто мыслит глобально. Великие коллекционеры Георгий Костаки, Эрнст Мейлер, Лео Кастелли рассуждали так: если через двадцать лет мои дети будут смотреть на это искусство, будет оно им нравиться или нет? Это помогало им понять, что тот или иной художник будет жить вечно».

Придя в команду Cosmoscow два года назад, Сандра стала активно пополнять свою коллекцию новыми именами из России: теперь у нее есть работы Анастасии Рябовой, специалиста по медиаарту и обладателя Премии Кандинского, Данилы Ткаченко, лауреата World Press Photo, работающего с документальной фотографией, и Анны Титовой, которая в 2011 году участвовала в основной программе Венецианской биеннале.

Пушкина, Недвецкая, Водянова, конечно, команда супергероев, которые, как в кино, идеально дополняют друг друга. Тихая, миниатюрная Маргарита — обладательница трех дипломов: инженера, финансиста и искусствоведа — ставит перед собой фундаментальные задачи и слово «миссия» произносит без пафоса, как что-то совершенно будничное. Улыбчивая, открытая, быстрая Сандра привыкла думать аналитически и работать по-западному четко. Мягкая, но решительная Наталья — лицо ярмарки, перед ней откроются любые двери.Видно, что им интересно вместе —работать да и просто общаться. Говоря о делах, они мгновенно становятся серьезными и сосредоточенными, а потом вдруг начинают смеяться, как подружки-школьницы.

А тем временем забот им еще предстоит немало. В прошлом году на Cosmoscow побывала, а на закрытии еще и погуляла вся светская Москва, и на эту осень запланирована не менее обширная программа. Помимо собственно ярмарки будут образовательная программа от Московского музея современного искусства и несколько спецпроектов. Так кураторы выставки «Глазами коллекционера» попытались представить, как выглядели бы гостиные коллекционеров 1960–1970-х годов, если бы в СССР не существовало железного занавеса. То есть как авангард и картины старых мастеров смотрелись бы на фоне советской мебели. А отдельная секция Discovery будет посвящена новым галереям, которые специализируются на восходящих звездах.

Вообще на Cosmoscow в приоритете именно молодежь. Художнице Александре Паперно, востребованному живописцу с тонкой и многодельной техникой письма, организуют персональный стенд-презентацию. А Таус Махачева, чьи видеоработы есть в коллекции лондонской Tate Modern, представит новый перформанс. Поддерживая молодых, ярмарка Cosmoscow пытается заложить фундамент новейшего русского искусства. И привлечь свежими лицами, интересными идеями и доступными ценами новых коллекционеров — тех, кто, может быть, тоже хотел бы купить себе домой Матисса, но пока не покупает ничего.

Глобальная цель — превращение Москвы в один из центров современной мировой культуры и место сбора арт-элиты. Cosmoscow притягивает коллекционеров, прессу, да и в целом мировой джет-сет так же, как «Гараж», так же, как будет привлекать Эрмитаж, филиал которого собираются открыть на ЗИЛе.

«Прошли те времена, когда наши коллекционеры покупали только Шишкина и Айвазовского, — говоритМаргарита. — Современное искусство становится модным в России. Нам предстоит сделать так, чтобы Россия стала модной в мире современного искусства».