В моде «Новая честность»
Скачать PDF версию рубрикации
Опубликовано в газете "Коммерсант-Казань" в ноябре 2012 г.
Ольга Косырева, дизайн-критик и основатель Дизайн-лектория
– Совсем недавно на выставке I Saloni WorldWide в Москве Вы беседовали с такими именитыми мастерами, как Флавио Альбанезе, Родольфо Дордони, Роберто Перегалли и Лаура Сартори Римини. Какие коренные изменения Вы выявили в эволюции дизайна за последнее десятилетие?
– Все гости наши мастер-классов поголовно говорили о честности, скромности, бережливости в дизайне вещей и дизайне интерьеров – в противовес роскоши, дороговизне, бьющей в глаза эффектности. Например, Альбанезе, бывший несколько лет главным редактором авторитетнейшего архитектурного журнала Domus, большую часть своего выступления посвятил необходимости вернуться от интерьеров рациональных, просчитанных до миллиметра, к интерьерам эмоциональным, построенным с чувством и вызывающим чувства. Роберто Перегалли и его партнер по Studio Peregalli Лаура Сартори Римини посвятили свою лекцию тому, как важно избегать в интерьере ощущения новодела, этой показной новизны, которая претит настоящим эстетам и знатокам. Дордони, арт-директор фабрики Minotti и создатель множества предметов и интерьеров, был крайне против того, чтобы его стиль называли «роскошным минимализмом», как кто-то из журналистов однажды придумал. Он утверждает, что использовать дорогие материалы: кожу, замшу, ценное дерево – корректно, пока их употребление не чрезмерно, пока оно не выходит за рамки здравого смысла и не превращается в излишество. Как пример он привел один из своих любимых материалов – выдувное муранское стекло, технологии работы с которым не меняются уже сотни лет: при работе с ним придумать что-то новое очень сложно и приходится каждый раз изобретать – в исходном смысле слова. Вот эти идеи и эта современная интерпретации традиционного – и есть то самое главное, что родилось в дизайне уже в 21 веке. И это есть настоящая роскошь.
– Что Вы можете сказать о направлениях развития дизайна интерьера в последнее время? Какие стили доминируют в оформлении жилых помещений?
– Я не стала бы говорить о какой-то доминанте. Современный мир позволяет многое, позволяет каждому создать собственный, персонализированный интерьер, а не подчиняться каким-то условностям, тенденциям или доминантам. К тому же дизайн интерьера – явление очень масштабное, и то, что сейчас происходит в Лондоне, может быть совсем неактуально для Краснодара или Тюмени. Москва, а за ней и Россия в целом, не являются показательными примерами, если мы говорим о мировых тенденциях. У нас своя, в чем-то местечковая, мода: мы любим итальянскую «классику» или такой буржуазный минимализм в духе Джорджо Армани. Но в Европе другие ценности, там вообще не ценят новодел, и уж если хотят жить в 19 веке, то покупают и реставрируют настоящую виллу того времени, а не строят пародию на нее из монолитного железобетона. То же и с Армани – вряд ли кому-то из итальянцев придет в голову обставить всю квартиру целиком мебелью из его магазина. Это все равно, что одеться с головы до ног в брендированную одежду – удел нуворишей, а люди, родившиеся богатыми, такой потребности демонстрировать свой статус не испытывают.
Но, если уж говорить о глобальных направлениях в дизайне интерьера, то я бы назвала несколько тем, которые сейчас популярны и чья популярность будет только расти. Во-первых, это интерьеры, выстроенные как арт-объекты – яркие, авангардные, провокационные. Во-вторых, это проекты в духе 1950-х годов – лаконичные и визуально легкие (но не холодно-минималистские), наполненные светлым деревом и здоровым оптимизмом послевоенных лет. В-третьих, это многослойные интерьеры, обернутые, как тщательно упакованный подарок, в разные эпохи и стили – один слой пришел из прошлого, от условных бабушек и прабабушек, другой достался от мамы с папой, третий сложился с течением собственной жизни, четвертый создают уже дети. Но последнее, к сожалению, вряд ли может быть делом рук дизайнера или декоратора – тут мастерами выступают сам обитатель дома и его жизнь.
– Можете предположить, какие цвета, фактуры, формы и материалы будут популярны в 2013 году?
– Цвета, фактуры – все это давно вышло из под власти категорий «модно-немодно», «популярно-непопулярно». Весь мир живет по принципу: модно то, что вам идет и вам нравится. Так же и с интерьером: нет одного цвета или одной цветовой гаммы, нет какой-то уместной в любом интерьере фактуры. Наоборот – чем богаче и разнообразнее цветовая палитра, чем тоньше сочетания цветов, тем лучше. Из фактур и материалов давно уже самыми популярными являются не новые, дорогие или экстравагантные, а «честные» – то есть те, которые хороши сами по себе, не требуют дальнейшей отделки и выглядят так, как выглядят, а не маскируются подо что-то другое. Это дерево, стекло, камень, кирпич, а также кортен (окисленное, «ржавое», железо) – и их приоритет вряд ли будет когда-либо оспорен.
– Какие элементы декора помещений популярны сейчас? Что стоит ожидать в будущем?
– Опять же, смотря где популярны и смотря что иметь в виду под популярностью – авангард или мэйнстрим. На Западе очень популярны предметы и отдельные фрагменты интерьера, сделанные или украшенные старым, отслужившим свое деревом. Различного мусора, отходов, старых вещей становится все больше и больше, а ресурсов и материалов, из которых можно было бы делать новые – все меньше и меньше, и они обходятся все дороже. Использовать новую древесину, плавить и обрабатывать металл, переводить нефть и прочие натуральные ресурсы на пластик и т.п. в развитых странах считается просто неэтично, если можно этого не делать и использовать уже существующие вещи или их элементы. Есть такой голландский дизайнер Пит Хайн Ек – он сделал себе имя на мебели из старых некрашеных дощечек и обрезков облезлых металлических труб. А компания Riva1920 за последние два года инициировала проекты по изготовлению мебели из старых винных бочек и из деревянных свай, простоявших несколько столетий в венецианской лагуне и недавно замененных новыми. И таким примерам несть числа.
Но это сознательные европейцы, для которых актуальны жизнь в сознании с природой и умная переработка отходов человеческой жизнедеятельности. А что у нас? Эту идеологию нам пока трудно воспринять. Но мы потихоньку идем в том же направлении. В Москве образованная молодежь и люди средних лет, вполне обеспеченные, уже интересуются больше не новыми, а старыми вещами – собирают советские новогодние игрушки, реставрируют паркет «елочкой» и спасают родительские комоды и торшеры эпохи застоя, которые еще пять лет назад казались страшным анахронизмом, а теперь воспринимаются как образцы высокого дизайна. На этом фоне, кстати, неудивительно, что только что созданный Московский музей дизайна начинает свою работу с выставки «Советский дизайн 1950-80-х» - она открывается 30 ноября в Большом Манеже.
– Ольга, сейчас вы в Италии, в мировом центре дизайна. Скажите, пожалуйста, какие новинки дизайнерской мысли Вы бы хотели отметить?
– Я уже двенадцать или тринадцать лет езжу в апреле на Миланский мебельный салон, Salone Internazionale del Mobile, и сопутствующие ему мероприятия. И каждый раз находится что-то, что меня удивляет и восхищает. В этом году главными сенсациями были, спустя много лет, работы японских дизайнеров и компаний. В первую очередь дизайн-бюро Nendo – они, например, сделали одновременно очень эффектные и очень деликатные светильники и столики для чешской стекольной мануфактуры Lasvit. А японский бренд Lixil придумал ванны, которые генерируют пену. Пена не мыльная, она взбивается из воздуха и воды со специальной добавкой, примерно так же, как взбивается молоко для каппучино. Предполагается, что в такой ванне нужно не мыться, а наслаждаться – читать, пить чай, смотреть кино или просто расслабленно смотреть в окно. В общем, японцы, как всегда, удивили и технологиями, и оригинальностью, необычным образом мысли – а в современном дизайне эти две составляющие, пожалуй, являются наиболее важными.
– Насколько, по Вашему мнению, различаются уровни региональных и московских дизайнеров? можно ли не в столице отыскать хорошего профессионала?
– Мне трудно судить – я вижу немосковские интерьеры только в журналах, и то нечасто. Но я уверена, что профессионалы есть не только в столице – например, у меня в Школе дизайна «Детали» были студенты из Краснодара, Минска, Томска, Орла, и все они потом поехали в свои города – с московской выучкой и подготовкой. Есть и сильные местные школы – например, Архитектурная академия в Екатеринбурге. По моим ощущениям, вопрос скорее в заказчике: открыт ли он, готов ли воспринять что-то новое, современное, способен ли довериться профессионалу, которого выбрал, отдает ли отчет себе в собственных вкусах и предпочтениях, не боится ли выделиться из собственной среды, сделав не так, как у всех, а так, как здесь делать не принято, и т.д. Ведь не секрет, что у нас часто просят «сделать не хуже, чем у других» и стремятся не к комфорту и гармонии, а не ударить в грязь лицом перед друзьями и знакомыми. Да и в целом вкусы, что в Москве, что в регионах, довольно архаичные, и при обращении к дизайнеру на первом месте часто стоит вопрос престижа, показухи, а не вкуса. К сожалению.
– Какой стиль в интерьере наиболее близок Вам? Как оформлена Ваша квартира?
- Я живу за городом, в бревенчатом деревянном доме, построенном архангельскими мужиками. Снаружи он покрашен в серый и выглядит вполне современно, скромно и нейтрально. Внутри его облик определяет сам материал – лиственница, из которой он построен, из которой сделаны полы, лестница, другие элементы. Это дерево довольно активное, яркое и с собственным характером, который виден сразу, как только человек входит внутрь. Стиль интерьера я бы определила как стиль старой русской дачи – какой-то уголок может напомнить дом Чехова в Мелихове, другой – подмосковные переделкинские дачи советского времени. По сути это, конечно, эклектика: комфортабельные кресла из IKEA соседствуют с антикварным ампирным столиком из карельской березы, яркое узбекское сюзане, повешенное в качестве шторы на большое окно, рифмуется по цвету с коллекцией цветных хрустальных бокалов, собранных по всей Европе. А на стенах – и современная живопись, и театральные эскизы послевоенного времени, и артефакты, привезенные из путешествий на теплые моря. Эта обстановка не сделана специально, над ней не работал дизайнер, она сложилась постепенно за те годы, что мы живем в нашем доме – и в такой естественности заключается ее главное достоинство, главная красота.