Вилла “Остоженка” – частный особняк в центре Москвы с современной, даже авангардной, архитектурой. Дом-интроверт прячется внутри квартала и на улицу выходит лишь калиткой. Одна его стена вообще без окон, другая целиком закрывается каменными жалюзи. И еще дом подземный – пол нижнего этажа на три с половиной метра ниже уровня улицы. “Мы его зарыли”, – шутит архитектор Саша Павлова из бюро “Проект Меганом”. Но потом становится серьезной: “Это был эксперимент: и социальный – потому что особняки на одну семью в историческом центре с революции никто не строил, и архитектурный – потому что дом вписан в небольшой кусочек земли, освободившийся после переноса теплового пункта”.
Вилла "Остоженка", бюро "Меганом"
Опубликовано на сайте admagazine.ru
Бюро “Проект Меганом” строило многоквартирный дом в Молочном переулке, и архитектор Юрий Григорян решил убрать из двора техническое сооружение, а площадку использовать под жилье. На этом участке и была построена вилла, которая по документам числится одной из квартир большого дома.
Форма участка продиктовала план здания: “Остоженка” представляет собой трилистник. Центральный сектор с лестницей и зимним садом, слева от него гараж, справа – собственно жилая часть со стеклянным бассейном. Стены между “листиками” стеклянные – из гаража видно зимний сад и, например, плавающего в бассейне человека.
С порога открывается вид на уходящую вниз в обратной перспективе лестницу и поросший травой холм с бамбуковой рощицей. “Красиво войти” – это была одна из идей хозяина дома. За красоту как раз отвечают мраморная лестница и зимний сад, само существование которого здесь парадоксально: он находится фактически под землей, на три с лишним метра ниже нулевого уровня.
Второй парадоксальной идеей хозяина было сделать стену бассейна стеклянной, чтобы через нее была видна вся толща воды.
Пришлось использовать стекло-триплекс в девять сантиметров толщиной. Сложнейшую конструкцию архитекторы разрабатывали совместно с инженерами компании “Геоника”.
Но самый большой парадокс дома – то, что к нему не подходит обычный счет этажей. “Например, зимний сад находится фактически под землей, но никак не в подвале, – говорит Саша Павлова. – А бассейн попадает на один уровень с улицей и маленьким внутренним садиком, тем не менее сказать, что он на первом этаже, нельзя. Во внутренней структуре дома этот этаж уже второй. Мы предпочитаем делить дом на уровни, так понятнее”.
Дели – не дели, а вилла “Остоженка” все равно выглядит одним большим цельным объемом, наполненным блестящим стеклом и бархатистым бетоном. Главное впечатление от нее – это свободный дом свободных людей. Свободный – и в смысле просторный, и в смысле независимый, свободолюбивый. А также в значении “пустующий, вакантный”: маловато в нем все-таки жизни. И когда на съемках наш стилист Юля, залюбовавшись на эту холодную красоту, вошла в закрытую стеклянную дверь и на белый камень упали капли крови – это была та самая неправильность, которой не хватало в интерьере. Хотя Юлю жалко.
Текст: Ольга Косырева
Фото: Дмитрий Лившиц