Просто купить какую-то дизайнерскую вещь уже не круто – нужно создать ее самому. Потребители ищут в дизайне возможности для самореализации, а производители заинтересованы в свежих идеях.
Высшее непрофессиональное
Текст: Ольга Косырева
Опубликовано в газете "Ведомости" в апреле 2012 г.
«Без твоих идей не обойтись»
Пару лет назад компания Tefal объявляла конкурс на дизайн миллиардной сковороды, к участию в котором приглашались все желающие. Результат не замедлил себя ждать: сотни работ, десятки страниц обсуждений в блоге, разнообразные призы – от набора посуды до уикенда в Париже, и главная награда – выпуск юбилейной сковороды на основе победившего рисунка. И этот пример не единичен: несколько недель назад на Facebook закончился конкурс «Стань дизайнером для BeoSound 8» компании Bang&Olufsen, в рамках которого фанаты этой марки разрабатывали свой рисунок передней панели для аудиосистемы-бестселлера, а Heineken только что собирал предложения по новому оформлению бутылки, которая в декабре 2012 года будет выпущена ограниченным тиражом. Производители потребительских товаров с удовольствием пользуются идеями, полученными в результате подобных открытых конкурсов. У Tefal даже рекламный слоган звучит подходяще: «Без твоих идей не обойтись». Он, конечно, в первую очередь призывает домохозяек творчески подходить к готовящемуся на сковороде, но отлично описывает и происходящее на творческой кухне самих «больших брендов». «Объявление такого конкурса означает, что мы действительно открыты всему новому, - говорит Марк ван Итерсон, глава отдела дизайна компании Heineken, - неважно, исходит оно от профессионалов дизайна или от потребителей. Непрофессионалы, разумеется, не обладают высокими исполнительскими навыками, но зачастую могут продемонстрировать невероятно чистый, незамутненный взгляд на вещи, просто интуитивно. Так что мы, конечно, надеялись, что открытый конкурс принесет нам много удивительных свежих идей – и мы их получили!». Эти свежие идеи и необычный креатив, отличительной особенностью которого становится безбашенность незашоренных непрофессиональных мозгов, помогают компаниям выделиться из себе подобных. А также делают прочнее ту невидимую связь, которую маркетологи называют «приверженностью бренду» или «покупательской лояльностью»: человек, принявший участие в конкурсе, или следивший в фейсбуке за тем, что предлагали такие же пользователи, как он, обсуждавший их варианты в блоге – автоматически становится «соучастником», чувствует собственную причастность и к компании, вовлекшей его в свою активность, и к ее продукции.
Есть и более конкретные, выраженные в цифрах результаты. Сайт Heineken за время проведения конкурса посетили около 150 000 человек, и 5000 из них разместили там свои предложения. Страница Bang & Olufsen за восемь недель проведения конкурса на дизайн панели для BeoSound 8 приобрела 53 000 новых «друзей» и подписчиков, которые теперь будут видеть у себя в ленте сообщения компании – и это 90-процентный рост. Теперь каждый из лайкнувших получит специальное предложение купить ту самую аудиосистему с новой панелью, придуманной их «собратом» по сети – и велика вероятность, что многие купят.
Для детей и взрослых
Другой способ почувствовать себя дизайнером предоставляют новые технологии, такие как 3D-печать. Способ превращения виртуальных трехмерных моделей в реальные объемные предметы уже лет десять известен как «быстрое прототипирование»: изначально он предназначался для быстрого (от 2-3 часов до 2-3 дней) создания спроектированного на компьютере единичного предмета с помощью лазера. Используемый материал – фотоотверждаемая акриловая смола, которая отверждается принтером слоями толщиной в 0,1 мм, с использованием специального считывателя изображений. Вещи, сделанные таким образом, обладают приятной шероховатой поверхностью, но без видимой послойности. И вполне функциональны.
Постепенно технология распространялась и удешевлялась, и теперь это просто «объемная печать». В мире уже существуют специальные 3D-сервисы: Shapeways, Sculpteo, Ponoko, куда каждый желающий может прислать свою 3D-модель и дней через десять получить ее готовой. «Мы в Shapeways считаем, что каждый должен иметь право изготовить то, что он придумал, - рассказывает Карин Карми, менеджер по маркетингу и коммуникациям. – Мы работаем с 2008 года, у нас уже порядка 100 000 клиентов, и мы ежедневно наблюдаем, как все больше и больше людей с самой разной технической подготовкой создают прекрасные предметы». У Shapeways на форуме переписываются люди, которые могут сами создать модель в 3D, и те, кто придумал что-то, но необходимыми навыками не обладает. А также на сайте есть раздел Easy Creators с подсказками для новичков.
Следующий шаг - распространение домашних 3D-принтеров, и оно тоже уже не за горами. Компактные модели с ценой около 10 000 долларов уже существуют. Они легко устанавливаются и используются как любое другое офисное оборудование, все доступно и просто – пошаговая инструкция прилагается. Буквально несколькими щелчками клавиш вы можете послать на печать только что придуманное и нарисованное в специальной компьютерной программе произведение – и вот уже с вашего собственного домашнего «конвейера» сходит ни на что не похожая, неповторимая, только ваша вещь: значок, браслет, перечница или подставка для айпада, на что хватит фантазии.
Артур Чуканов, канадский дизайнер, родившийся в СССР, говорит: «3D-принтеры – это технология, которая почти созрела для массового пользования. Работая над своей диссертацией, я пришел к выводу, что самый первый 3D-принтер для массового пользования должен быть "игрушкой". Дети – идеальная аудитория для работы с такой техникой. Детям не нужна пространственная точность, они довольны точностью «репрезентативности», но для них важна «непосредственность», то есть получение результата здесь и сейчас. Устройство, сделанное для детей, подойдет и взрослым, которые могут получить представление о технологии и экспериментировать, не платя дорого за ошибки».
Скажите, почему
Главный вопрос, который возникает при обсуждении подобных инициатив: зачем потребителям участвовать в разработке дизайнерского продукта? Мотивы инициирующих дизайнерские конкурсы компаний – ясны, а вот в чем состоят выгоды их креативных клиентов? Для одних это способ добавить яркости в повседневную жизнь, для других – способ удовлетворения собственных авторских амбиций, поиски признания среди более широкой аудитории, чем друзья по Facebook или коллеги по работе. «Каждый человек все больше и больше становится куратором контента, - считает Карин Карми. - Это естественно, что люди хотят участвовать в создании продукта, с которым они ежедневно имеют дело, от музыки до новостей и произведений искусства. «Креативная торговля» растет по всем направлениям». Артур Чуканов выражается еще более определенно: «Это эго. Все мы хотим найти свой голос, свою индивидуальность, будь то выбор мебели или дизайн собственной. Дизайн – это расширение возможностей для самовыражения».