Миланский мебельный салон – не просто выставка-ярмарка с километрами кроватей и шкафов, как некоторые думают. На самом деле это целый марафон дизайнерских событий, проходящих в столице Ломбардии в течение недели. И если мебельные новинки в течение лета-осени доедут и до России, то вот инсталляции и выставки можно было увидеть только там и тогда.
Забег за диванами и мечтами
Текст: Ольга Косырева
Опубликовано в "Независимой газете" в апреле 2012 г.
Смотреть, как всегда, было что. В этом году особенно популярны были театральные спектакли и кинофильмы, посвященные прошлому и настоящему предметного дизайна. В Teatro dell’Arte в Миланском Триеннале каждый день в течение выставки показывали перформанс Design Dance – синтез театрального, танцевального, циркового представления, рассказывающий историю итальянского дизайна и вершивших ее людей. Это был танец вещей, в котором участвовало 400 предметов: кресла и стулья, люстры и зеркала, торшеры и тумбочки стали полноправными участниками театрального действия. В старом цирковом манеже на окраине города показывали шесть короткометражек, снятых по заказу компании Fiat. Главными героями их занимательных историй стал несколько недавно перевыпущенный маленький Fiat 500, легенда 1950-х годов. В Музее науки и техники – бывшем оливетанском монастыре 16 века – компания Tumi, выпускающая чемоданы, представляла свою новую линию Dror, разработанную американским дизайнером Дрором Беншетритом. Премьера коллекции сопровождалась мультимедийной инсталляцией Джули Райт Passaggio: в нем молодая и прекрасная героиня едет из Лондона в Милан через Париж, Венецию, Вену, перевозя в чемоданах от Tumi свои многочисленные секреты и драмы. Приключения таинственной девушки, которую играла актриса Джулия Хэйрвуд, разворачиваются и в черно-белом кинофильме-триллере, показанном на десятках экранов, и продолжаются в живом театральном действии, происходящем в импровизированном гостиничном номере в центре Милана. А мебельная фабрика Vitra из Швейцарии устроила премьеру своего первого фильма из серии Fiction в интернете. Фильм снят немецким арт-директором и фотографом Флорианом Бёмом и художником-постановщиком Паоло Бонфини, работающим в настоящем большом кино, на легендарной итальянской киностудии Cinecittà и рассказывает несколько простых жизненных историй, которые могли бы случиться с каждым из нас. Главная интрига первого и пяти последующих короткометражек из этой серии - в том, что главными героями в них являются не люди, а предметы мебели, которые перестают быть декорациями, а участвуют в действии наравне с актерами.
Другой незабываемой серией событий в этом году стали инсталляции, придуманные и реализованные японскими компаниями и дизайнерами. Например, компания Canon построила в одном из павильонов на Виа Тортона иллюзорный лес из тонкой, почти невидимой сетки – его прорезали насквозь лучи шести прожекторов-проекторов, рисовавших в воздухе объемные светящиеся картины. Недавно созданный японский концерн Lixil выставил свою главнyю разработку – ванну FoamSpa, генерирующую мягкую пену из воды и воздуха, по такому же принципу, как взбивается в пенку молоко для капуччино. Ванна стояла в центре гигантской комнаты-библиотеки, а сидящий в ней манекен наглядно демонстрировал, как удобно, сидя в пене, читать газету. Именитый японский архитектор Шигеру Бан по заказу Hermes разработал систему перегородок из резного алюминия и стеновых панелей, обтянутых разными видами кожи и тканей, и экспонировал ее в медитативном пространстве в старинном ангаре в центре Милана. Другой японец, Оки Сато, возглавляющий дизайн-бюро Nendo, в Милане был объявлен «Дизайнером года» по версии журнала Elle Décor, и оправдал почетное звание многочисленными новыми работами для компаний Moroso, Bisazza Bagno, KME и др. Также он продолжил сотрудничество со стекольной компанией Lasvit из Чехии. Их совместная выставка называлась Still and Sparkling: в абсолютно белом «больничном» пространстве парили разного размера округлые белые плафончики-груши с металлическими трубками-веточками,. Оки Сато придумал для Lasvit и несколько предметов: прозрачные «мятые» плафоны, получившиеся от втягивания воздуха в легкие при выдувании стекла, и небольшие журнальные столики, стекло для которых было выдуто внутрь квадратной металлической рамы и застыло там (будут производиться ограниченной серией). А в честь 10-летия компании Nendo, которое тоже отмечается в этом году, в Палаццо Висконти была устроена их персональная выставка trial and error, где выставлялись работы, которые дизайнеры делают не для массового производства, а как произведения искусства: керамические вазы, шкафчики-контейнеры, заварочные чайнички для японской чайной церемонии.
Ну и, конечно, особенно приятными были мероприятия и инсталляции, проходившие под открытым небом в парках и зеленых двориках. В частности, на газонах во дворе местного университета журнал Interni в очередной раз собрал знаменитых архитекторов и дизайнеров с концептуальными проектами вроде «Глаза архитектора» российско-германского бюро Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Этот отполированный до зеркального блеска шар, стоявший посередине зеленой лужайки, изображал глаз, который внимательно наблюдает за окружающим миром. Знаменитая Заха Хадид сделала для компании Circo трехмерные мраморные панно и инсталлировала их в Ботаническом саду района Брера, среди грядок и клумб. Там же по поручению муранской стекольной мануфактуры Barovier&Toso дизайнер Паола Навоне расставила несколько десятков своих настольных ламп в виде человечков из синего стекла и построила беседки, плетеные домики и шалаши, внутри каждого из которых висело по люстре. И каждый вечер погулять по иллюминированному саду и позаглядывать в окошки шалашей собирались сотни людей. Поскольку только Миланский мебельный салон открывает для приезжих двери всех этих старинных дворцов, монастырей, университетов, садов и позволяет проникнуть в укромные уголки и потайные места, знакомые лишь местным. И эта вневыставочная программа Миланского салона привлекает не менее, чем обязательное посещение выставочного комплекса, где проходит сама выставка-ярмарка.