15 Май 2013 | ПУБЛИКАЦИИ

Жизнь после жизни

| ПУБЛИКАЦИИ
Жизнь после жизни

В этом году я была на миланском SalonedelMobile в 14‑й раз. Казалось бы, разве можно еще чему‑то удивляться, если тебя уже столько лет поражали и восхищали все лучшие компании и дизайнеры, которые существуют на белом свете.

Опубликовано в журнале J&W Russia в мае 2013 года

Оказывается, можно. Меня удивили «легкомысленность» маститых архитекторов и их способность самовыражаться на микроуровне интерьерного объекта. Меня, как и прежде, потрясла плодовитость и уровень работ мэтров вроде Филиппа Старка или ПатрисииУркиолы. Меня обрадовало количество новых имен, о которых я, может, и слышала раньше, но которые уж точно никогда не являлись хедлайнерами в мире дизайна, а теперь являются. Я столбенела перед технологическими фокусами, которые умом не понять, аршином общим не измерить. И я восхищалась мастерством и фантазией дизайнеров-художников и ремесленников, которые вместе создавали уникальные авторские предметы, в частности из хрусталя. А теперь обо всем по порядку.

 

АРХИТЕКТУРА ВНУТРИ

В этом году в павильонах Фьеры мне неожиданно встретилось несколько крупных имен из мира архитектуры, причем в очень неожиданных контекстах. Архитекторы,работающие в «большом» жанре, внесли в дизайн этого года какую‑то свежую струю. Массимиллиано и Дориана Фуксасы, построившие сам комплекс выставки, спроек тировали кресло для очень буржуазной компании Baxter,известной своей кожаной мебелью, а также два зеркала для Fiam и лампу Candy для совсем не знаменитой компании Zonca. ЗахаХадид выступила с мраморными столиками для Citco. Еще одно зеркало для Fiam сделал знаменитый Даниэль Либескинд, автор Еврейского музея в Берлине и строящегося мемориала на месте памяти жертв 11 сентября – зеркало с очень простой идеей и совершенно «либескиндовское», фирменным образом ломающее пространство.

ОФИСЫ ДЛЯ ЖИЗНИ

Но главным архитектором SalonedelMobile этого года былфранцуз Жан Нувель. Ему организаторы выставки поручили привлечь побольше народа в павильоны офисной биеннале SaloneUfficio, и он справился на отлично: на открытиибыло не протолкнуться, да и потом посетители стремилисьобязательно попасть в этот самый дальний, 24‑й павильон.

Что же показал Нувель? Он наглядно, на примерах, высказал свою главную мысль о современных офисах: в своем существующем виде они безнадежно устарели. Никто уже не хочет сидеть в белом опенспейсе с безликой мебелью и равными возможностями для всех. Зато все хотят, чтобы в офисе было уютно, как дома, и у каждого было место, при‑способленное для него лично. Чтобы если в тебе два метра роста, то у тебя не было такого же стола, как у твоего коллеги ростом метр пятьдесят. И если ты работаешь копирайтером, то чтобы тебе не мешали своими разговорами менеджеры по продажам, которых ради глупой идеи якобы командной работы посадили по соседству. Поэтому Нувель предложил пять моделей идеального офиса, плотно подогнанного по мерке конкретных людей и компаний: от агента по продаже недвижимости, работающего из собственной квартиры и днем превращающего ее в офис, до филиала международной корпорации, где столы поднимаются и опускаются гидроусилителем, а перегородки вообще меняют свое расположение в зависимости от рабочей ситуации.

ПРОТАГОНИСТЫ

Филиппа Старка никому не догнать: 16 новых моделей для семи производителей. Его дивану MyWorld для Cassina пророчат будущее нового бестселлера, поскольку в нем есть все, что нужно: место полежать, поесть, попить, зарядить айфон и аймак. Его креслица для Kartell имеют новые для пластиковых вещей игривые формы и, вероятно, вызовут массу подражаний. Ну а люстры для Baccarat с лосиными рогами просто прекрасны и вызывают улыбку, что не вполне свойственно дорогим вещам высоких брендов. Не менее плодотворно поработала и ПатрисияУркиола: разнообразные кресла для Moroso были в целом ожидаемы, но и мраморные столики и подвесные полки, спроектированные ею для компании Budri, выполнены на не меньшей высоте. Уже за пределами выставки великолепно выступили Марсель Вандерс и его постоянные соавторы Бертьян Пот, Эдвард ван Влит, Ника Зупанк и парочка из дизайн-бюро StudioJob. Сделанная ими для Moooi коллекция, цветная и жизнерадостная, безусловно, былалучшей из вневыставочной программы.

ДИЗАЙН И РЕМЕСЛО

Невозможно не сказать, что при всех инновациях ничуть не менее в почете ручная, ремесленная работа. Fashion-дизайнер Антонио Маррас разработал коллекцию ковров с черно-белыми рисунками, выполнены они в старинной сардинской технике ковроткачества. Сразу несколько компаний дали дизайнерам поработать с мрамором – его тоже, ясное дело, не отливают в формах и не точат на станках. Продолжают фонтанировать идеями и компании, работающие со стеклом и хрусталем – Venini, Baccarat. Они активно вступают в творческие союзы с самыми известными из дизайнеров: тот же Старк, АлессандроМендини, Гаэтано Пеше, братья Кампана. Года три назад в эту когорту вошла еще и чешскаяLasvit – и с тех пор шагает семимильными шагами: новые люстры для них придумали Майкл Янг, Арик Леви, Росс Лавгров, Борек Шипек и Маурицио Галанте. Причин такого взрывного интереса к ремеслу я вижу две: с одной стороны, мастера-ремесленники в Европе еще есть, и их мастерство сохраняют всеми силами, с другой – значительное число потребителей дизайна отнюдь не горит желанием иметь такие же вещи, как у соседа, а ручная работа сама по себе делает объект индивидуальным, единственным в своем роде. И в этом заключается основная черта современной ситуации в мире дизайна: дизайн многолик и всеяден как никогда, так что каждый может найти в нем что‑то свое. В Милане это было отчетливо видно.

 

НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ

Но не Старком единым жив Миланский салон. Новым именам тоже несть числа. Француз Филипп Нигро спроектировал банкетку, вешалку, маленькое кресло, подставку для одежды в спальню для Hermes; израильтянин РонГилад поработал для Molteni, Adele-c, Salvatori и получил титул «Дизайнера года» одновременно от Wallpaper и ElleDecor; японец Оки Сато из Nendo устроил как минимум четыре инсталляции с новыми вещами в разных частях города – соавтором Nendo в одном из этих проектов выступил итальянец Лука Никетто, в чьем послужном списке есть уже и DePadova, иCassina, иCasamania, иFoscarini. Причем молодыми и начинающими этих ребят не назовешь – это крепкие 35‑40‑летние профессионалы, которые в ближайшие десять лет будут определять лицо мирового дизайна.

 

ФОКУСЫ ТЕХНОЛОГИЙ

Выставка света Euroluce поразила чудесами, созданными с помощью светодиодов, которые незаметны, меняют яркость, цвет и вообще создают какие‑то невиданные эффекты. У светильника MyNewFlame от IngoMaurer на кончике расположен мини-телевизор из светодиодов, где непрерывно «транслируется» изображение пламени. А у марки Flos на стенде висел светящийся абажур без какого‑либо источника света внутри: светит он отраженным светом от расположенного на полу прожектора. И даже вполне консервативные, казалось бы, фирмы из мебельного сектора так и норовят ошарашить покупателя. В частности, Hermes представил публике посудный шкаф и гардеробную, отделанные благородными материалами (замшей, кожей, ценным деревом) и раскрывающиеся, выезжающие и задвигающиеся обратно, поворачивающиеся, меняющие положение секций – все с пульта дистанционного управления. Демонстрация новинок в действии заставила вспомнить о Джеймсе Бонде – и шкаф, и уж точно гардеробная вполне достойны следующего фильма.