По какому пути развиваться предметному дизайну в России?
Классическая модель работы в области дизайна, опробованная на протяжении ХХ века, - это разработка дизайнерами новых продуктов по заказу промышленных предприятий и для серийного производства. Так работали и работают все - от Этторе Соттсасса и Акилле Кастильони до Филиппа Старка и Карима Рашида. Эта модель сейчас уходит в прошлое вместе с уходом индустриальной эры.
А вот когда промышленного производства нет, оно не развито или оно по разным причинам не заинтересовано в услугах дизайнеров, то дизайнеры вынужденно занимаются организацией собственного производства и выступают как предприниматели. Эта модель в течение ХХ века развивалась очень мало. Я могу назвать буквально пару знаменитых примеров из истории дизайна: это Ingo Maurer, человек и бренд, это Том Диксон и его компания Tom Dixon, это Piet Hein Eek – и всё. Но современная ситуация в области дизайна такова, что дизайнеру становится все более и более выгодно работать под собственным брендом. Поскольку вещи, которые дизайнер проектирует, в большинстве своем не являются высокотиражными – в связи с насыщенностью и перенасыщенностью рынка, в связи с изменившемся поведением потребителя, который не хочет больше вещей, как у Васи или Маши, а хочет индивидуальных, оригинальных, малотиражных предметов. Соответственно, роялти не могут уже быть такими большими, как у Филиппа Старка, который в 1990-2000-е создал десятки бестселлеров, продающихся миллионными тиражами. И работа на крупную компанию с этой точки зрения потеряла смысл. Гораздо более эффективно быть самому себе менеджером и маркетологом, а производственная площадка всегда найдется.
И все больше и больше дизайнеров в странах с развитым дизайном переворачивают эту модель, сначала создавая предметы, а потом подыскивая для них производителя. И выпуская эти предметы под собственной маркой, а также взваливая на себя заботы про организации сбыта, продвижению и прочему. Так работают многие известные голландские дизайнеры, взять хотя бы Кики ван Эйк и Йоста ван Бляйсвика.
Как пример промежуточного, комбинированного подхода могу привести Луку Никетто, итальянского дизайнера, живущего в Швеции и входящего в сотню лучших в мире по версии журнала Wallpaper. В наших разговорах и в своих выступлениях Лука неоднократно подчеркивал, что в современном мире дизайнерам гораздо более выгодно работать на себя, а не «на дядю». Не говоря уже о том, что им всегда это было более интересно. Сам он, не переставая работать по старой модели (среди его клиентов Cassina, Arflex, Casamania, Offect, &tradition и др.), основал собственную марку Nichetto в сотрудничестве с международной компанией De La Espada. Последняя взяла на себя не только производство, но и маркетинг и организацию продаж, но Никетто ее буквально, в прямом смысле слова, нанял для реализации этого проекта, и получает не роялти от продаж своих предметов, а наоборот, платит компании за ту работу, которую она для него делает. Почему он это сделал, Лука сформулировал совершенно определенно: потому что в наши дни дизайнер, если он не Филипп Старк, может заработать только так: ни у кого нет таких тиражей, чтобы роялти от продаж составляли какую-то ощутимую сумму.
На мои сетования о том, что в России нет производственной базы, нет компаний, которые могли бы востребовать те креативные идеи и творческие силы, которые есть у российских дизайнеров, Никетто ответил, что это к лучшему и это дает больше перспектив и возможностей нашим дизайнерам – поскольку они не будут втиснуты в прокрустово ложе производственной машины, зачастую устаревшей и слишком громоздкой.
Так что то, что происходит в России в области дизайна, находится в русле современных мировых тенденций.
Также одна из моделей, популярных сейчас в странах с продвинутым дизайном – это дизайн-крафт, когда дизайнер сам является и ремесленником, изготовителем своих изделий. Она у нас тоже работает.
Разумеется, этот путь тернист, и на нем дизайнеров поджидает множество сложностей, но я хотела бы подчеркнуть, что мы можем и должны пересмотреть распространенную точку зрения о том, что без производственной базы мы не можем быть сильны и велики в дизайне. На самом деле мы можем. Уже есть успешные примеры, и на них надо равняться.