Salone Satellite Moscow 2019: стакан наполовину полон
1. Выставлялись работы разные. И вполне опытных и образованных уже ребят, хоть и молодых. И совсем начинающих, студентов. И совсем взрослых, но у которых это была первая работа. И даже тех, кто дизайнером, грубо говоря, является по зову сердца, а не по профессии. В целом эти вещи нельзя объединять и сравнивать, но мир несовершенен.
2. Что в итоге мы увидели. Часть работ — прекрасные вещи, которые можно хоть сейчас в интерьер.
Столики Ивана Басова или скамья Семена Лавданского. У них не было никакого шанса победить. Но их многие хотели купить. И это правильно.
К этой же категории относится мебель для ванной от Полины Бодрухиной — она ещё так была выставлена, что ни на кого впечатления не могла произвести. Но уверена, что ее можно легко запустить в производство и хорошо продавать.
3. Другая часть работ — исследовательская. Где-то исследуется материал (например, пористый алюминий от Alupor Design).
Где-то тестируется новая функция — как в кресле для селфи Дарьи Червяковой.
А победили концепты с социальным уклоном: мягкая игрушка, в которую можно вставлять капельницу, и детская скамеечка, в которую бабушка или дедушка могут вставить свою палочку-костыль.
И все это потому, что в мире давно уже не нужны никому столики и мебель для ванной. Там все это есть. И западные дизайнеры соревнуются в решении проблем узких, но чём-то обделённых групп населения. Например, заключённых, или больных Альцгеймером, или лежачих больных, или одиноких стариков. Или вот детей в больницах и проблем общения и связи между поколениями.
4. Хочу всем напомнить, что Salone Satellite — это не конкурс в прямом смысле слова. Там нет ТЗ и четких рамок, что проектируем. Там выбирается 35-45 лучших работ из тех, которые пришлют. Уровень разный, бэкграунд тоже разный.
Просто эти лучше, чем остальные. Таковы условия задачи. И в этом прелесть именно этого конкурса. Это как бы лучшее, но не из лучшего и не из худшего, а из активных, из тех, кто видит в себе силы и хочет себя предложить на всеобщее обсуждение.
5. Это не конкурс мебели!!! И не конкурс практических решений для дома. Это конкурс креативности и молодежи. Причем понятие молодые — растяжимое. До 35. Но 18 и 34 — это очень разный уровень. На самом деле, даже «начиняющий» — понятие растяжимое.
6. Конкурсы — это не только и не столько результат. Это ещё и процесс. Процесс учебы, узнавания, естественного отбора, конкурентной борьбы. Плавильный котёл, откуда потом выходит что-то новое. Или не выходит. Это способ узнать, что ты стоишь сейчас, что ты делаешь и что делают другие. И что из этого больше востребовано. В России востребованы стулья, а в мире — идеи, иногда довольно узконаправленные. Просто потому, что со стульями там у них все в порядке, нет необходимости в новых. А у нас есть.
7. Кому-то хочется оспорить решение жюри или раскритиковать какие-то из выставленных работ. Да ради Бога. Всегда найдётся тот, кому понравится и кому нет. Можно поддерживать, можно критиковать, но имеет значение это только с учётом того, кто критикует или кто поддерживает. Вот я на днях судила (с коллегами) конкурс предметного дизайна. И да, мое решение и мой голос (наравне с ещё четырьмя членами жюри) были значимы при определении победителей. Потому что у меня есть для этого соответствующий багаж знаний, опыт и авторитет. А всех остальных судить о работах и выбирать победителей не пригласили. Потому что нет у них достаточного авторитета. И они могут претендовать на высказывание своего мнения только в рамках приза зрительских симпатий, а отнюдь не профессионального жюри.
8. Когда очень хочется хотя бы мысленно оспорить результаты, хорошо бы спрашивать себя: а судьи кто? и кто я сам, где там мое место? Если меня в жюри не пригласили, значит, мнение мое не столь весомо и важно, может быть? Может быть, оно не единственно правильное? Не истина в последней инстанции? Вот работы на Салон Сателлите выбирала Марва Гриффин, которая придумала и уже 20 с лишним лет проводит этот конкурс и вручает его призы. С гениями уровня Этторе Соттсасса и братьев Кастильоне она знакома не понаслышке. Она с конца 1960-х плотно работает в мире дизайна, а до этого ещё в американском Vogue успела поработать! Она сама часть этой истории дизайна, которую мы в книжках читаем. И в случае с этим конкурсом ее решение, конечно, не подлежит обсуждению, это последняя инстанция. И да, если она одобрила это и решила, что вещь может быть выставлена на всеобщее обозрение, что вещь достаточно хороша для этого — то ни ваше, ни мое мнение не имеет никакого значения. Корону императорскую всем можно снять, она картонная.
9. Обсуждаются отдельные работы с Сателлите, на предмет их оригинальности или аж целого плагиата. Марве Гриффин все ок, а «коленкам муравиной» не ок. Например, цветная вешалка Яны Троченко слишком похожа на тотемы Соттсасса. Ну, может, это проблема «коленок» и к ним примкнувших, а не наша? Подумайте сами. Дизайна не бывает без контекста и без истории. Дело всегда в балансе между прошлым, настоящим и будущим. Без прошлого нет будущего. Банальность, но это так. Разве требуется, чтобы каждый предмет был придуман с нуля, чтобы никаких цитат, никакой истории?
10. А с другой стороны — принципиально новое нечто, меняющее в корне взгляд на мир и дизайн, на студенческом конкурсе? Сириозли? Да вон Карим Рашид и Карло Коломбо не могут ничего нового придумать по сути, а ведь не последние люди в мире дизайна. Филипп Старк может, только он такой один.
Я попроще отношусь к этому всему. Иногда банан — это просто банан. А излишняя рефлексия убивает спонтанность. Давайте не будем требовать невозможного, будем реалистами. У нас тут не 1968 год.
11. И да, я видела принципиально новые вещи и идеи и на студенческих конкурсах. Но не у нас. А в Голландии, например. Там тоже выпускники Академии дизайна делают и шедевры, опережающие своё время, и много чуши в качестве выпускных работ. Но даже их чушь делается в другом мире, для других людей, с другим образом жизни и доходами. Рано нас сравнивать. Тем более, что ни на каком Сателлите они потом не выставляются, там и конкурсы другие, и жюри другие, и сравнивают с другим. А Марве спасибо за то, что у нас уже 15 лет есть этот, и прогресс на нем очевиден. Я-то помню первый ещё! Небо и земля. Растём и развиваемся.