4 мая 2016

В замочную скважину: миланская квартира архитектора Пьеро Порталуппи

Квартира известного итальянского архитектора первой половины ХХ века Пьеро Порталуппи в этом году была открыта для посещения в дни Salone del Mobile 2016, и я успела ее увидеть. Сам маэстро назвал ее Р.Р.Р.  Она расположена в боковом крыле ренессансного памятника Каза дельи Ателлани на Корзо Маджента 65, реконструкцией которого архитектор занимался в 1919-1921 годах по заказу промышленника Этторе Конти. Очередь на вход стояла змейкой по всему двору. Наверное, час мы в ней толклись, но все-таки успели в последний момент, в воскресенье, за сколько-то минут до закрытия, когда уже привратники говорили, что больше не занимать. 

Порталуппи сдизайнировал квартиру в начале 1920-х годов, жил в ней всю жизнь и умер в ней же в 1967-м. Теперь там живет его внук, Пьеро Кастеллини, первый этаж в квартире остался точно, как при деде, за исключением того, что в бывшем его кабинете сделали столовую - но декор не поменяли, только мебель.

Снимать внутри, как в Италии водится, не разрешили - в публичности внук особо не заинтересован, ему толпы не нужны. Так что довольствуюсь фотографиями из интернета. Где, среди прочего, отыскалось много интересного про Порталуппи. 

Он был удивительный архитектор: строил гидроэлектростанции, похожие на ренессансные дворцы, одновременно проектировал модернистские небоскребы, виллы на грани между функционализмом и ар деко (в частности, известную виллу Некки-Кампильо в Милане, идеально сохраненную и открытую для осмотра), оформлял фантазийные интерьеры - и ему же доверили после войны реконструировать два лучших ренессансных здания Милана (Каза дельи Ателлани и напротив него - церковь Санта Мария делла Грацие со знаменитой "Тайной вечерей" Леонардо) и сад, заложенный самим Леонардо. 

 

Гидроэлектростанция по заказу энергетического магната Этторе Конти, 1926.
В интерьерах Порталуппи был смел и свеж. Его стиль - эксцентричная неоклассика, где подлинные классические элементы интересно дополнены выдуманно классическими. Свой дом он сделал сокровищницей самых разных раритетов, разработал все элементы - мозаики, двери - специально для себя, оформил лестницу в темно-красных тонах и собрал примечательную коллекцию солнечных часов. В прихожей по-прежнему, как и в 1922-м году, стоят две резные ореховые скамейки. Ступеньки лестницы сделаны из красного веронского мрамора, красные полоски на стене - мозаичные. 

 

А в Зеленой гостиной забабахал семигранный каминный портал из зеленого мрамора сорта Malachite Challant - он потом позже повторял его во многих своих проектах. Стены разбиты на квадраты, как будто это стекла с тонкими переплетами - в результате комната выглядит будто беседка. Фрески по всем стенам вверху превращаются в рельеф, имитирующий свешивающийся с потолка занавес. 

 

Также Порталуппи был фанат солнечных часов и в собственном доме отдался своей страсти с упоением. Одну из центральных комнат он отдал своей коллекции, которую родственники в 1978 году передали в музей Польди Пеццоли. Малюсенький внутренний дворик-колодец он расчертил и тоже превратил в солнечные часы - прямо по сложносочиненным стенам (не сохранился). А в одной из оставшихся комнат можно увидеть нишу, в которой по сводам раньше скользила "стрелка" солнечных часов. Сейчас ниша частично закрыта шкафами, и часы "не работают". 

Его же "перу" принадлежит национальный павильон Италии на Всемирной Экспо 1929 года - неоклассическое палаццо Порталуппи соседствовало там с безупречно модернистским павильоном Мис ван дер Роэ. И оба одинаково прекрасны. Единство и борьба противоположностей, прямо по Гегелю.


Вот тут немножко еще его рисунков: http://www.designboom.com/…/piero-portaluppi-architecture-…/
А вот официальный сайт фонда: http://www.portaluppi.org/en/  Фонд доступен для посещения, там музэй.