То, что уже понято и принято общественностью, от года в год меняется мало: в цене натуральные материалы, такие как кожа, дерево, стекло и металл, свободные и просторные формы, дающие человеку свободу пользования той или иной вещью, а практичность и функциональность идут рука об руку с элегантностью и даже некоторой буржуазностью.
10 хитов Миланского мебельного салона
Текст: Ольга Косырева
Опубликовано в журнале Forbes в мае 2012 г.
Такова, например, мебель хорошо известных в России марок Poltrona Frau, Cassina, Minotti, Baxter, Giorgetti, Ivanoredaelli и многих других. Но гораздо интереснее пристально рассмотреть вещи, которые выбиваются из этого ряда своей непривычностью, нестандартностью применения, заложенными в них юмором и иронией, и которые, возможно, сейчас воспринимаются скорее как артефакты, но совершенно определенно повлияют на то, как будут выглядеть наши дома в будущем.
Светильники и столы дизайн-бюро Nendo для Lasvit
Чешская стекольная мануфактура Lasvit всего год назад ворвалась в мир большого дизайна, начав работать с одним из самых неординарных дизайнеров наших дней - Оки Сато из дизайн-бюро Nendo. В этом году сотрудничество продолжилось, и молодой японец, получивший недавно звание "Дизайнера года", еще раз продемонстрировал всю необычность своего образа мыслей: он предложил стеклодувам немного "испортить" формы уже выдутых стеклянных плафонов, втянув воздух внутрь – получились немного "мятые" светильники Inhale lamps. Также дизайнер из Nendo придумал помещать несколько стеклянных капель в одну квадратную раму – так родились журнальные столики Innerblow, у которых внутри теснятся большие прозрачные "пузыри". Но настоящим бестселлером обещает стать люстра Growing Vases из множества матовых плафончиков на "веточках" - которые есть ни что иное как остатки стеклодувных трубок, через которые выдували эти стеклянные капли. Все эти примеры наглядно демонстрируют, что для создания суперсовременных вещей совершенно необязательно использовать сверхновые разработки: главное – нестандартный взгляд, а материалы и технологии могут быть использованы абсолютно традиционные.
Мраморные панно дизайна Захи Хадид для компании Citco
Гранд-дама мировой архитектуры нередко «балуется дизайном», утверждая, что для нее городское планирование, архитектура и дизайн – вещи неразрывные. Мраморные панели, показанные ею в Милане в павильоне старинного Ботанического сада района Брера, действительно заставляют в это поверить: виртуозно вырезанные из камня элементы словно вырастают из стен, а их разрезы, впадины и выступы больше, чем что-либо другое, напоминают геологические разломы и рельефные макеты земной поверхности.
КоллекцияF* the Classics дизайнераФерруччоЛавианидляFratelli Boffi
Ферруччо Лавиани прославился благодаря интерьерам, которые он делал для бутиков Дольче и Габбаны по всему миру – суперсовременных и одновременно барочных. Именно в них он отточил умение гротескно соединять в одном проекте или одной вещи классические и модернистские формы и элементы. И в новой коллекции для Fratelli Boffi Лавиани не слез со своего любимого конька: взял резную мебель в духе Людовика XV и добавил к ней неожиданные, броские детали ярких люминесцентных цветов. Например, в комоде (W)hole, отделанном красным деревом и латунными витыми накладками, вырезал огромную сквозную конусовидную дырку, покрасив ее поверхность в цвет фуксии – как будто вход в какой-то иллюзорный, потусторонний мир.
Мебель американского дизайнера Владимира Кагана
Американский патриарх дизайна Владимир Каган отмечает в этом году свое 85-летие, но при этом бодр и весел и продолжает проектировать новую мебель - например, стулья Ginger и стол Fred, легкие и словно приплясывающие, подобно прославленным степ-танцорам. Однако надо признать, что поклонники с удовольствием покупают и до сих пор выпускаемых ранние работы маэстро - такие, например, как диван Serpentine, придуманный аж в 1949 году. Тем более что естественные для дизайнера плавные - "органические" - формы за время его карьеры из экстравагантных превратились в привычные. С одной лишь разницей: если Кагана 50 лет назад вдохновляла живая природа: деревья, камни, кости - то его современные последователи рисуют свои обтекаемые шедевры, следуя особенностям компьютерных программ и принципам цифрового 3D-моделирования.
Стенные панели архитектора Шигеру Бана для Hermes
После запуска в прошлом году масштабной коллекции мебели, обивочных тканей и обоев компания Hermes предложила своим поклонникам систему модулей для создания и отделки интерьера – чтобы можно было обеспечить дому или квартире совершенный total look. Система называется Module H, и разработал ее всемирно известный японский архитектор Шигеру Бан. Он придумал два вида стенных панелей: одни – мягкие, обтягиваемые разными видами кожи или ткани, вторые – резные алюминиевые, сквозной рисунок которых состоит из повторяющихся букв H. Причем буквы – это не только декор, но и запатентованные крепежные элементы. Предполагается, что алюминиевые панели могут быть отдельно стоящими перегородками или могут крепиться к стене, а панели в коже или ткани крепятся уже поверх них. Все вместе они образовывают бесчисленное число композиций, каждая из которых может быть хорошим фоном для интерьера от Hermes.
Коллекция стекла Variations дизайна Патриции Уркиолы для Baccarat
Поработав уже с самыми провокационными и авангардными дизайнерами наших дней Марселем Вандерсом и Хайме Айоном, французская стекольная мануфактура пригласила к сотрудничеству Патрицию Уркиолу, известную своим очень жизнерадостным, женственным и поэтическим дизайном. Уркиола не подкачала: сделанные ею вазы Variations действительно сравнимы с музыкальными вариациями, в которых важны каждая нота и каждое изменение ритма. Сделанные из цветного или прозрачного хрусталя, тонкого или массивного, гладкого или резного, иногда как будто плиссированного, вазы разных форм и размеров могут свободно комбинироваться, объединяться во все новые и новые композиции – подобно тому, как из семи одних и тех же нот рождается все новая и новая музыка.
Ванны от Lixil, которые «генерируют» пену
Японцы часто удивляют нас, европейцев, нестандартным взглядом на традиционные, привычные вещи. Вот и на этот раз японская марка Lixil заставила посетителей своего стенда всплеснуть руками: то, что на расстоянии выглядело практически как скульптурный объект правильной обтекаемой формы, вблизи оказалось ванной, но не с водой, а с пеной. Пена не мыльная, а генерируется из воздуха и воды со специальной добавкой, примерно так же, как взбивается молоко для каппучино. Концепция FoamSpa предполагает, что пребывание в такой ванне - это не мытье, а времяпрепровождение, во время которого можно с комфортом читать, смотреть видео, пить чай или наслаждаться покоем. Соответственно, установлена такая ванна может быть и посреди гостиной, и на открытой террасе, а вовсе необязательно в специальной "мокрой" комнате.
Шкафы и часы дизайна StudioJob для компании Moooi
Голландские дизайнеры-художники Йоб Сметс и Нинке Тинангел из Studio Job считаются одними из самых высокооплачиваемых в мире. Они мало работают для мебельной индустрии: обычно делают единичные экземпляры своих произведений или выпускают небольшие лимитированные серии, по частному заказу или для выставок в художественных галереях. Тем ценнее их немногочисленные серийные работы, к которым только что добавились два шкафа, посудный и бельевой, а также напольные "Дедушкины часы". Коллекция называется Altdeutsche Mobel, "Высоконемецкая мебель", и она заслуживает не меньшего внимания, чем коллекционные художественные работы голландского дуэта. Ею дизайнеры пытаются привить на бытовую почву важную черту современного искусства: провокацию. Игривый разноцветный рисунок на мебели, на первый взгляд напоминающий старинные немецкие орнаменты, на самом деле составлен из гвоздей, ключей, пряжек, флажков с черепами, ромашек, свечей и прочей вроде бы ерунды – символических образов, которые, по задумке авторов, должны напоминать нам о «разнообразии, хаотичной и таинственной природе жизни».
Золотой браслет от Cartier
Для ювелиров из Cartier гвоздь является не менее знаковым историческим образом, чем их широко известная пантера. Еще в 1970-м году Альдо Чипулло сделал для нью-йоркского отделения марки браслет, украшенный болтами, а в 1971-м – браслет из изогнутого «гвоздя» и брошку такой же формы. И вот в этом году, на только что открытой новой дизайн-площадке MOST в Музее науки и техники имени Леонардо да Винчи, согнутый гвоздьбыл выставлен на всеобщее обозрение – как анонс новой коллекцииJusteunClou («Ровно один гвоздь») от Cartier.
Шкаф collector’s cabinet дизайна Маурицио Галанте и Тала Ланкмана для Baleri Italia
Два фэшн-дизайнера и тренд-сеттера уже не первый раз восхищают публику своими неожиданными работами на грани между предметным дизайном и современным искусством. Недаром их новый шкаф называется «Шкаф коллекционера» и был изначально сделан для экспозиции planеte manga! в парижском Центре Жоржа Помпиду – в нем показывалась коллекция игрушечных монстров из японских комиксов манга 1960-2011 годов. Лакированный шкаф изнутри обит бархатом, полочки для экспонатов сделаны из сверхзакаленного прозрачного стекла, а шторки, заменяющие дверцы, собраны из треугольничков шуршащей ткани типа плащевки. В общем-то, шкаф и сам по себе достоин интереса коллекционеров, вне зависимости от того, что в нем предполагается расставить.