15 Апр 2015 | ПУБЛИКАЦИИ

Арт на пляже

Опубликовано в журнале InStyle Man весной 2015 г. | ПУБЛИКАЦИИ
Арт на пляже

Майами — это фантастически мягкий климат, километры песчаных пляжей, бурная ночная жизнь и десятки люксовых отелей. Но съезжающиеся сюда со всего света богатые и знаменитые интересуются не только «Сексом на пляже» — их цепляет современное искусство, новая архитектура, желательно звездная, коллекционный дизайн и мода самого высокого класса. Именно поэтому к архитектурным шедеврам ар-деко и художественным музеям мирового уровня добавился Дизайн-квартал (Design District), а выставки Design Miami и Art Miami заняли лидирующие позиции в своих областях — и пляжный тропический рай превратился в Мекку для любителей прекрасного.

Текст ОЛЬГА КОСЫРЕВА

Фото TOM CLARK

На улицах Майами как грибы после дождя вырастают архитектурные, дизайнерские и художественные шедевры. В прошлом году фурор произвело новое здание Perez Art Museum, построенное швейцарскими архитектурными звездами Херцогом и де Мёроном. В декабре в Miami Design District открылись два десятка модных магазинов, и все построены профессионалами вроде японца Су Фудзимото и американских бюро Aranda\Lasch и K/R. На подходе жилые комплексы по проектам Захи Хадид, тех же Херцога и де Мёрона, а также дизайн-студии Porsche Design. Последний проект вообще беспрецедентный — с лифтамидля машин, поднимающими автомобили жильцов прямо в квартиры.

Впрочем, открывающийся в 2015году Faena District Miami Beach, новый жилой квартал с отелем и культурным центром,похоже, обещает быть еще круче. Судите сами: архитекторы — Рем Колхас, Норман Фостер, Брэндон Хоу. Интерьеры отеля придумывали кинорежиссер Баз Лурман и его жена, сет-дизайнер Катерина Мартин. А над фирменным стилем, а также арт- и дизайн-объектами для комплекса поработала известная своей парочка из голландско-бельгийского бюро Studio Job — Нинке Тинагел и Йоб Сметс.

СУ ФУДЗИМОТО

Талантливый японский архитектор — мастер соединения сложного и простого. В Майами построил Palm Court — мультибрендовый молл на центральной площади Miami Design District.

ЭНЕРГЕТИКА 

«Особенность Майами в том, что это не бизнес-столица, а город, который двигает вперед все новое, актуальное, смелое, но делает это ненавязчиво, расслабленно, со всем богатством жизненных красок. Это необычное и захватывающее ощущение».

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

«Я был сразу очарован погодой, солнечным светом, проливными дождями, которые как водопады, — всем этим драматизмом. Это впечатление отразилось в моем проекте: коридор с навесом возник из-за него. С одной стороны, это хорошая защита для людей от дождя и солнца, с другой — все сделано из стекла, и это как будто солнечный душ».

АРХИТЕКТУРА ДЛЯ ЖИЗНИ 

«Мне кажется, современная архитектура способна на большее, чем просто поверхностное воздействие новизной. Архитектура может изменить образ жизни и образ действий людей, поэтому я всегда стараюсь не просто спроектировать красивую форму, но здание для людей. Возьмите Palm Court. Площадка перед входом в магазин — это всего лишь место, через которое туда-сюда проходят люди. Но когда я превратил эту площадку в коридор с навесом, она стала новым пространством, где можно остановиться, задержаться, поболтать с кем-то. Оно задает направление движения для людского потока — и таким образом создает новые возможности и обогащает повседневную жизнь».

КРЭЙГ РОБИНС

Коллекционер, культуртрегер и девелопер — одна из ключевых фигур в развитии Miami Design District.

 Почему именно Майами становится на наших глазах мировой столицей искусства и дизайна? 

— Это город будущего — интернациональный, куда приезжают люди со всего света, — и город культуры, где поддерживаются искусство, дизайн и архитектура. Плюс климат. Получается интереснейшая комбинация тропического рая и актуального урбанизма.

 Что вы делаете для того, чтобы Майами стал не просто курортом, а центром культуры? 

— Мы инвестируем в культурную часть наших проектов (например, в музеи) не меньше, чем в коммерческую. А потом смешиваем это с реальным окружением, где уже есть рестораны, магазины, шоу-румы, — так рождается по-настоящему живое место.

 Любой ли старый район можно оживить? 

— Каждому месту — свое время. Невозможно создать жизнь в месте, которое не готово для жизни.

 А как узнать, пришло ли время? 

— Это магия. Ты должен смотреть на место и понимать: здесь есть перспективы. И непременно должны быть люди, которые готовы объединиться и инвестировать в правильные вещи.

 Знаете ли вы другие места, где искусство, дизайн, современная архитектура и мода, а также индустрия роскоши соединены так же естественно, как в Miami Design District? 

— Точно такого же места нет, хотя что-то похожее есть в Токио, где модные бренды находятся в по-настоящему интересных зданиях и стараются быть более креативными, чем обычно. Но Miami Design District никого не копирует, и это делает его уникальным.

DESIGN DISTRICT в Майами — это несколько исторических кварталов города, где в 1920-е годы были сосредоточены мебельные мастерские и ателье домашнего декора. Потом район пришел в упадок, а спустя почти сто лет начинает возрождаться. Исторические здания здесь реконструируют и активно строят новые. Десятки бутиков, включая Armani, Prada, Hermes, Christian Louboutin, уже работают, многие открываются в течение ближайшего года — среди них, например, Tom Ford. По соседству с модными брендами застолбили места и интерьерные: Ligne Roset, Bisazza, Minotti. Улицы, площади и дома украшают работы художников и дизайнеров с мировым име-нем : в одном здании сделала масштабную инсталляцию Заха Хадид, в другом в декабре 2014-го провела публичные художественные акции Марина Абрамович. Даже забор в Дизайн-квартале — от Марка Ньюсона (волнообразный, в стиле оп-арт), а фасад многоэтажного паркинга закрывает полотно Джона Балдессари. Качественная графика здесь встречается даже на крышах, а банальная парковка машины превращена в хэппенинг — лестница из паркинга приводит в центр главной площади, в дизайнерский купол из множества окошек-линз. Так что «музей под открытым небом» (только современный) по отношению к Дизайн-кварталу Майами — никакое не преувеличение.

www.miamidesigndistrict.net.

 

STUDIO JOB

Голландско-бельгийский дуэт — Нинке Тинагел и Йоб Сметс — пионеры дизайн-арта и одни из самых дорогих дизайнеров в мире.

ГОРОД 

Йоб: «Майами уже довольно давно — важный город для дизайна и искусства. Особенно для дизайна. Если вы посмотрите на Майами-бич, тамошний Квартал Ар-Деко — это исторический шедевр. Интерьеры местных ресторанов, отелей, их коллекции произведений искусства — уникальны. Здесь искусство, дизайн и общество сплетены в одно целое».

Нинке: «Я не думаю, что Майами требуются перемены. Это отличное место, сюда приезжает много народу, здесь прекрасные отели, пляжи, да и с культурой все в порядке. А неделя в начале декабря, когда проходят одновременно Art Basel и Design Miami, — это лучшее время в городе. Он наполнен сумасшедшей толпой, людьми искусства, дизайнерами, художниками. И на контрасте с пляжной жизнью это выглядит особенно клево».

БИЗНЕС 

Нинке: «Мы начинали работать в области арт-дизайна, коллекционного дизайна, когда это направление вообще только зарождалось. А потом все вдруг взлетело на немыслимые высоты. Сейчас пик миновал, экономика не в таком хорошем состоянии, и арт-дизайн как бизнес тоже слегка подуспокоился. Но люди по-прежнему интересуются — и даже начинают глубже понимать, что это такое. Здесь, в Майами, к нам приходят люди, которые, может быть, никогда дизайном не интересовались, а покупали искусство, но теперь они тоже становятся нашими поклонниками и покупателями».

Йоб: «То, что мы делаем, — это не про деньги, не про продажи. Но если вы хотите об этом поговорить, то скажу без лишней скромности: спрос на наши оригинальные и уникальные вещи повышается год от года, и цены только растут. Причем очень быстро. Но и сами предметы становятся масштабнее, сложнее по идеям и по воплощению, требуют большего и более искусного ремесленного труда. Ведь мы работаем с дорогими и сложными для обработки материалами: мрамором, бронзой. А еще любим пошутить: например, в одном из объектов раскрасили бронзу под мрамор. Вещи, что вы видите здесь, ближе к Ренессансу, к 16 веку, чем к модернизму. По всем параметрам — в том числе по количеству и качеству ручного труда».

ИСКУССТВО 

Йоб: «То, что мы представляем на Design Miami, — это кутюр. И стоит это тоже как кутюр. Вот эта штука, например (показывает на Кинг-Конга, карабкающегося на башню Эмпайр-стейт-Билдинг. — Прим. InStyle Man), стоит 500 000 долларов. Если бы мне кто-нибудь сказал десять летназад, что моя работа будет стоить полмиллиона... Да я не мог об этом даже мечтать!

Мечты сбываются, но нельзя сказать, что это происходит легко и непринужденно. Нам как дизайнерам приходится прикладывать заметные усилия, чтобы делать предметы все лучше и лучше, интереснее и интереснее».

Design Miami В декабре 2014-го на выставке-ярмарке, которая прошла в Майами уже в 10-й раз, показали все самое актуальное в области коллекционного и авторского дизайна: от шедевров начала 20 века до современных единичных вещей, граничащих с искусством. www.designmiami.com.

КРИСТИНА КРАСНЯНСКАЯ

Искусствовед, владелица и арт-директор галереи «Эритаж», единственной российской галереи коллекционного дизайна. Один раз выставляла советский дизайн на ярмарке Design Miami и два раза на Design Miami/Basel.

На ваш взгляд, как Майами, этому пляжному раю, удалось стать центром культуры и, в частности, дизайна? 

Развитие культурной составляющей в Майами дает мощный импульс для притока денег, инвестиций, новых людей, новых идей, в конечном счете — для развития города. Оно делает это место более модным, популярным, посещаемым — даже вне основного курортного сезона. Ведь что такое Майами без отдыхающих? Это, прямо скажем, не центр мира в общем понимании.

 В чем особенность Design Miami?

Это одна из наиболее удачно организованных ярмарок дизайна. Может быть, даже самая успешная и знаковая. У нее очень строгие критерии отбора: представлены только лучшие галереи в каждом сегменте рынка, а у них на стендах — только топовые вещи. Представьте себе: ровно за сутки до открытия, когда все уже расставлено, комиссия удаляет всех участников и ходит-осматривает стенды — чтобы убедиться, что они соответствуют высоким требованиям, прописанным в договоре.

—Что бы вы назвали главными тенденциями Design Miami 2014? 

Главным трендом в коллекционном дизайне остаются 1950—1960-е. На особом пике датская мебель того времени, цены на нее выросли в два раза за последние полгода. Просто потому, что вещей не так много, они раскупаются и не поступают в повторное обращение. Но у посетителей ярмарки в Майами особым спросом пользуется современный дизайн, так что здесь выставляются также самые интересные нынешние авторы, в том числе молодые.

МАССИМО УБЕРТИ

Итальянский художник, прославившийся своими пространственными инсталляциями из неоновых трубок, в которых он передает идеи и эмоции посредством света. В Дизайн-квартале Майами Массимо сделал инсталляцию Light по заказу компании Bentley.

ПРОЕКТ 

«Моя инсталляция —это кабинет Уолтера Оуэна Бентли, основателя компании. Это место, где рождаются идеи, где рождается Bentley. Место, где случается поэтический момент созидания — интимный миг перед началом чего-то великого. Но это не офисный стол, это стол мастерового, своего рода верстак, потому что главное в Bentley — это процесс. И моя инсталляция — не результат, а тоже процесс. Ведь собрать хрупкую конструкцию из стеклянных трубок — это долгая, кропотливая работа: одно неправильное движение — и все насмарку».

ИНТРИГА 

«Bentley делают современные автомобили, но это исторический бренд, бренд с прошлым. Мне нравится это противоречие, и в моей инсталляции оно тоже есть: неоновая конструкция выглядит современно, но, создавая ее, я вдохновлялся планами идеальных городов Ренессанса» .

ИСКУССТВО И РОСКОШЬ

«Искусство и художники уживаются со всем. Искусство — это язык, оно идет сквозь общества, культуры, страны. Это общение, связь между людьми. Если в прошлом знаменитые влиятельные семьи, королевские и аристократические дворы брали художников под патронаж, опекали их, заказывали им произведения искусства, то в наши дни роль меценатов и опекунов взяли на себя крупные компании, такие как Bentley».

ИСКУССТВО И ДЕНЬГИ

«Искусство и деньги всегда были рядом, столетиями их дороги пересекались. Но сейчас роль денег в искусстве преувеличивается. Можно ли купить культуру? Вы можете ее использовать, вы можете ее познавать на личном опыте. Но не деньги разрешают вам это, не деньги решают, можете вы понимать искусство или нет».

КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕНТРЫ

«Майами — прекрасная площадка для встреч и обмена идеями, но я бы не стал говорить, что это новый мировой культурный центр. Культура находится там, где она придумана и реализована, не только в буквальном, материальном смысле, но в сердце и в голове. Культурные движения — это не ярмарки. Ярмарки — это встречи. Они словно контейнеры, в которых все собрано, хранится и перевозится. И эти контейнеры приезжают в Майами, чтобы отсюда всему миру показать, что нового сделано в дизайне и искусстве».

СТРИТ-АРТ

Уже много лет Майами славится своими граффити. Дизайн-квартал не стал исключением: стены многих домов здесь украшают настоящие произведения искусства. Давним центром стрит-арта в Майами является Арт-квартал Винвуд (Wynwood Arts District). Это, по сути, одна из самых больших мировых арт-галерей под открытым небом, где отметились, кажется, все граффитисты мира со всеми мыслимыми и немыслимыми сюжетами и техниками.