С 19 по 27 октября в небольшом городе Эйндховене на юге Голландии прошла очередная неделя дизайна, Dutch Design Week – еще более креативная, чем обычно, утверждает дизайн-критик Ольга Косырева.
Дизайн для свободы, игры, еды и здоровья
Скачать PDF версию рубрикации
Опубликовано в приложении к "Независимой газете" "НГ-антракт" в ноябре 2013 г.
Голландия – страна очень свежего и творческого подхода к дизайну, так что ее ежегодная неделя дизайна – своего рода годовой отчет о лучшем из сделанного – неизменно привлекает внимание профессионалов и любителей со всего мира. Этот год не стал исключением, а поскольку еще и погода отличилась (температура днем превышала 20 градусов, что отнюдь не норма для конца октября), то город на время недели дизайна заполнился толпой очень любопытных, веселых, живых людей, которые с одинаковым удовольствием рассекали на велосипедах и на фирменных Mini, пробовали кофе и чаи собственного «дизайна» и высокую «новую кухню» от заезжих шефов, любовались уникальными авторскими шкафами, коврами и люстрами, стоившими десятки тысяч, и покупали сделанные на 3D-принтере колечки по 30 евро. «Старые», традиционные площадки Dutch Design Week не подкачали и выдали общий уровень представленных работ даже выше, чем год и два назад. Немало было и новых имен, и новых идей – хотя совершенно непонятно, как можно еще придумывать новые стулья или лампы! Но, оказывается, можно. В рамках выставки Design Future в индустриальных интерьерах Klokgebouw (бывший завод Philips по производству бакелита) кашпо из яичной скорлупы Eggpot (дизайнер Шива Раштьян) выставлялись наравне с фантазийными стульями-скульптурами на извивающихся трехметровых ножках (дизайнер Умберто Даттола), простые прямоугольные столы на семи-восьми резных колоннах, прорастающих насквозь через столешницу и превращающихся в подсвечники (дизайнер Аннебет Филипс), соседствовали с девичье-розовой коллекцией предметов от Brekel&Strekel, призванных развеивать страхи и преодолевать стереотипы: силиконовый молоточек и зеркало, которое им можно разбить, похожий на бомбу масляный светильник-неваляшка, который не страшно поджечь, кукольные головы, у которых есть гнезда для подзарядки телефонов, и др.
Множество идей было связано с переосмыслением роли вещей в жизни человека. Куратор Дэвид Шрингли даже сделал специальную выставку Objects to Play, «Объекты для игры», где был ковер из нескольких геометрических фигур, по-разному компонующихся между собой, кресло-каркас с прилагающимися 16 разными видами мягкой обивки, которые можно чередовать по настроению, и светильники, яркость которых можно менять, поворачивая ключ, потянув за пуговицу на резинке или перемещая деревянный шарик по двум металлическим направляющим.
Но дизайнерские предметы – это отнюдь не главное, что голландцы в этот раз представляли международной общественности. В этой стране дизайн проник уже так широко и далеко, что новой мебелью или аксессуарами никого не удивишь, речь идет все чаще о том, чтобы «дизайнировать» процессы, а проще говоря - саму жизнь. На отдельной выставке в Дизайнхаусе были собраны дизайнерские разработки в области медицины и здоровья. Там были и особенные предметы, одновременно похожие на камни и на ложки, которые помогают больным детям с нарушенной координацией движений научиться есть с помощью обычных приборов. И специальный автомат, испускающий запахи еды - он нужен страдающим болезнью Альцгеймера, которые часто забывают о приеме пищи и вследствие этого сильно недоедают. Много подобных разработок было и среди работ выпускников Эйндховенской Академии дизайна этого года, выставка которых традиционно проходит одновременно с Неделей дизайна. Например, новоиспеченный бакалавр Гинтаре Серняускате в качестве дипломной работы разработала решетчатую конструкцию, заменяющую гипс на сломанной руке или ноге – этот фиксатор делается индивидуально, методом 3D-печати, и позволяет на пару месяцев раньше начать физиотерапию, что может кардинально улучшить сращиваемость перелома. Лиза Лагемат сшила объемные мягкие сумки-подушки, с которыми можно вздремнуть в путешествии, в автобусе по дороге на работу или где-нибудь в парке, если вы хронически недосыпаете ночью. А Барт Айсинк Сметс придумал пластиковые мужские фигуры в натуральную величину, которые можно посадить с собой за стол, когда не хочется обедать в одиночестве, или у постели больного в палате, чтобы он не чувствовал себя покинутым. И все перечисленное - это не из ряда он выходящие вещи, в Эйндховене они воспринимаются вполне буднично.
Другим глобальным трендом Голландской недели дизайна этого года стало соединение хлеба и зрелищ (в данном случае – дизайна и еды): перекусить и выпить чашку кофе или бокал вина можно было практически в любом из отмеченных на карте Dutch Design Week мест, будь то дизайн-студия или магазин одежды местных дизайнеров. С десяток площадок вообще работали под девизом Eat, Drink, Design. Среди них – неожиданные и крайне интересные новые. Если до этого в Эйндховене главным источником площадей для выставок и галерей являлись бывшие цеха давно закрывшихся заводов, то сейчас в ход пошли уже и более старинные и ценные здания. В частности, на неделе дизайна несколько выставок, магазинчик, кофе-бар и два отличных временных ресторана работали в бывших казармах, много лет не доступных для посещения даже местным жителям. Место назвали Kazerne, «Казарма», и оно обещает не только стать постоянной площадкой недели дизайна, но и одной из городских достопримечательностей. Также под выставочный зал и кафе в этот раз задействовали одну из городских церквей. Как объясняют местные, религией тут не увлекаются, поэтому освободившиеся за ненадобностью здания перепрофилируют, а пустовавшую уже лет 20 церковь Святого Антония так и вовсе продали в частные руки. И эти кощунственные руки устроили под сводами экстравагантные инсталляции из ржавых велосипедов, куч песка и груд мусора, а в уголке открыли едальню с небольшим, но очень вкусным меню. Называлось все мероприятие Last Supper. Хочется верить, что это был не последний эвент в этом месте.
Наиболее же необычным был гастрономический опыт, который предлагался молодым дизайнером Жинхун Леон, прошлогодней выпускницей Дизайн-академии, совместно с шефом мишленовского ресторана De Treeswijkhoeve Диком Мидделвердом. Называлось все действо «Стимулы. Чувственный ужин» и состояло из полноценного ужина с вином и дегустацией различных сочетаний вкусов (например, посыпанного солью арбуза с текилой и капусты кимчи с Наполеоном из тонких спеченных ломтиков лимона), текстур и... необычных ложек. Жинхун Леон утверждает, что форма, цвет и неровная, объемная или пузырчатая поверхность ложек способны изменить вкус поедаемых блюд. Что и предлагалось попробовать участникам этих вечеров, стимулирующих все чувства одновременно. Собственно, современный дизайн таков и есть: не только радует глаз, но и зачастую ласкает слух, греет, ублажает, выполняет желания и даже решает проблемы.