Раньше в Майами ездили в декабре – за теплом и современным искусством. Теперь там есть что делать круглый год.
Мир. Труд. Майами
Скачать PDF версию рубрикации
Ольга Косырева
Если есть на свете такие места, где мне никогда не хотелось побывать, то Майами — одно из них. С ним все было заранее ясно: пляжи, пальмы, толпы туристов и звезд русской эстрады, за встречей с которыми лететь через Атлантику смешно. Другое дело — нескончаемая ночная жизнь, вечеринки у бассейнов, где вода, кажется, наполовину состоит из шампанского, клубы с мохито по двадцать долларов и бары, где можно встретить Линдси Лохан, Эштона Катчера или Энрике Иглесиаса. Но что если вы не тусовщик? Тут и приходит на помощь счастливый случай, чтобы доказать: стереотипы — это не более чем стереотипы.
Пляжный рай неожиданно оказался городом продвинутого искусства, дизайна и архитектуры, а также — деловым и одновременно расслабленным, что не похоже ни на один из известных мне мегаполисов. Первый же местный, к которому я явилась в гости, — главный архитектор стремительно развивающегося района Майами Дизайн-дистрикт Терри Райли — встретил меня, стоя в офисном костюме и вьетнамках у бассейна. И радостно сообщил: «Мы же во Флориде, детка!» Его босс, главный девелопер Дизайн-дистрикта Крейг Робинс, по совместительству коллекционер и культуртрегер, предстал передо мной в клетчатой шляпе-федоре с опущенными полями и тоже не стал церемониться: «Ну да, за пляжами, морем и солнцем люди приезжают сюда давно. Но вот лично вам же хочется между пляжем и дискотекой в музей сходить? Хочется пищи для ума и эмоций, культурного досуга, так сказать? Так почему другим это будет не по вкусу? Я уверен: хорошая погода плюс немного культуры — и город становится гораздо привлекательнее».
Робинс знает, о чем говорит. В его послужном списке — перестройка и возрождение в 1980–1990-е отелей в районе Саус-Бич, которые привлекли богему и оживили тогда скучный район Майами-Бич. Теперь Крейг — главный двигатель возвращения к жизни Дизайн-дистрикта на другом берегу залива, в Даунтауне. Район так называется с 1920-х, когда там было скопление мебельных компаний и создавался интерьерный дизайн. Но еще два года назад этот клочок из четырех улиц и двух с половиной авеню выделялся среди других городских кварталов разве что повышенной концентрацией магазинов мебели. После того как Робинс взялся за дело и привлек люксового гиганта LVMH, эти места стало не узнать. Район превратился в заповедник авангардного стрит-арта, новой архитектуры, концептуального дизайна и моды с самыми громкими именами. Начиная с декабря прошлого года один за другим открываются бутики самых знаменитых марок, от Armani и Bvlgari до Christian Louboutin и Tom Ford, — всего до конца 2015 года их должно появиться до полусотни. Люксовые бутики чередуются с художественными галереями и музейными филиалами. Прямо на улицах можно увидеть панно художников с мировой известностью: концептуалист Джон Балдессари, например, двумя своими безмятежными полотнами закрыл фасады огромного многоэтажного паркинга. Который, в свою очередь, построили тоже не последние люди в архитектуре — заслуженное бюро IwamotoScott из Сан-Франциско. В Дизайн-дистрикте вообще многие здания примечательны с архитектурной точки зрения, здесь строят и признанные мастера, и восходящие звезды. В общем, это безусловный must visit между утренним загаром и вечерним коктейлем, как сформулировал здешний гений места Крейг Робинс.
Конечно, океаны шампанского на Майами-Бич никуда не делись, но даже в этом оазисе ничегонеделания мне все время на глаза попадались яркие приметы того, что я нахожусь в пространстве тотального высококультурья. До конца мая в Музее Басс на Коллинз-авеню можно познакомиться с внутренним миром Питера Марино, звезды дизайна, чьему гению принадлежит около ста бутиков Chanel, примерно по пятьдесят — Dior и Louis Vuitton, а еще множество особняков и апартаментов. Выставка уникальная, потому что посвящена не только творчеству самого дизайнера, но и его разнообразным отношениям с искусством: его коллекция живописи и фотографий, декорации к поставленной у него дома опере и так далее.
Тут же, на Коллинз-авеню, вдруг вижу забор, разрисованный, как детскими рисунками, отрезанными ушами Ван Гога, суповыми банками Уорхола и орущими головами Мунка. Потом встречаю безбашенную парочку голландцев из дизайн-бюро Studio Job — и выясняется, что это их работа, фирменный стиль нового арт-дизайн-квартала Фаэна-дистрикт. Не говорю уж про местные отели, часть которых показалась мне прямо арт-галереями, только работающими круглосуточно и круглогодично. Захожу в The Edition, только что открывшийся после реконструкции очередной place-to-be от основателя «Студии 54» Яна Шрагера, — и сразу, без лишних слов, понимаю, что минималистская мебель в белом-белом лобби — вылитые скульптуры звезды абстрактного минимализма Дональда Джадда. Иду дальше в бар, а там огромная стена сплошь увешана работами культового французского фотографа Люсьена Клерка.
В респектабельный отель The Setai прихожу на поклон к их придворному художнику Кристиану де Лобадеру, живущему в Шанхае гасконцу с тонким чувством женской красоты: его излюбленный сюжет — женские головы, вид сзади. С пышными воротниками, деликатными шеями, украшениями в волосах и сложнейшими прическами, тщательно прорисованными, волосок к волоску. Такими картинами украшены многие номера, и пару раз в год маэстро самолично встречает гостей на вернисажах в величественном патио отеля меж пальм и лежанок у воды. Мне повезло, во время моего пребывания в Майами был как раз один из таких дней: праздновали десятилетие этого единственного в своем роде тропического рая с декадентским привкусом китайской старины. Попутно выясняется, что стол в холле сложен из плит, которым несколько сотен лет и которые привезены сюда из пекинского Запретного города, а вестибюль выложен камнем из Шанхая, его сняли в предназначенных на снос виллах периода ар-деко и перевезли в Америку, где положили на пол здания в том же стиле. Побратали их, так сказать.
После высадки на побережье Майами мирового джетсета безудержному и непрерывному празднику жизни понадобилась подпитка из актуального искусства, концептуального дизайна и передовой архитектуры. Сегодняшнее понимание роскошного времяпрепровождения — это не жизнь в резервациях, пусть даже очень дорогих, а комфортное попадание в культурную среду. Искусство, архитектура и дизайн — теперь неразрывные части современного образа жизни и обязательное приложение к отдыху даже у самого теплого моря.