19 Май 2011 | ПУБЛИКАЦИИ

Наноскульптуры, сверхдлинные столы и кресло-пельмень

| ПУБЛИКАЦИИ
Наноскульптуры, сверхдлинные столы и кресло-пельмень

Все главное и лучшее с Миланской недели дизайна

Опубликовано в "Независимой газете" в мае 2011 г.

Текст: Ольга Косырева

Каждый год в середине апреля более трехсот тысяч профессионалов мебельной индустрии и любителей креативного дизайна со всего мира пакуют свои дизайнерские чемоданы и едут в Милан. Их влекут не готические башни миланского собора, не узкие мощеные улицы с дребезжащими трамваями и не ризотто миланезе – они приезжают на Международный мебельный салон, самое крупное в мире и самое интересное событие в области мебели, освещения и предметов оформления интерьера. На время Салона весь город превращается в одно сплошное шоу: дизайнерские инсталляции, презентации новых коллекций, имен, мест и даже кулинарные мастер-классы разворачиваются буквально за каждой дверью, а зачастую и прямо на улице. А поскольку в этом году Салон был юбилейным – он проходил в 50-й раз – то все мероприятия были еще более масштабными и праздничными, чем обычно.

Прямо на центральной площади, возле Дуомо, в больших белых шатрах-пузырях расположилась выставка «Принципы. Передовые формы искусства». Там можно было увидеть наноскульптуры, созданные лучшими современными итальянскими скульпторами и видимые только в микроскоп. Черно-белые фигурки отсканированных людей, «напечатанные» 3D-принтером в масштабе один к пяти. Робота, рисующего портрет с натуры. Кусок мрамора, парящий над постаментом благодаря разработанному учеными принципу магнитной левитации. И другие чудеса, ставшие возможными, когда научные достижения были поставлены на службу искусству.

Неподалеку от Дуомо, на маленькой площади Сан-Феделе, где когда-то в древности рос священный лес, в ознаменование юбилея выросла символическая роща из деревьев-труб. Каждый вечер в дни выставки здесь шло свето-звуковое шоу: дымовая завеса создавала иллюзию тумана, зеленые огни делали струи дыма похожими на ветки с листвой, и под нарастающее пение сотен птиц зрители, по задумке устроителей, должны были почувствовать себя частью природы. Как древние прародители сегодняшних миланцев, приходившие на это место для ритуалов и жертвоприношений.

Другим общегородским проектом юбилей мебельного салона отметила компания Kartell, знаменитая своими пластиковыми стульями. По ее зову главные креативные силы столицы Ломбардии были брошены на переосмысление и интерпретацию знаковых для компании предметов «в духе Милана». В проекте Kartell loves Milan приняли участие знаменитые писатели, фотографы, музейщики и галеристы, шеф-повара, главные миланские дома моды, ну и, разумеется, дизайнеры и архитекторы в большом количестве. Филипп Старк разукрасил поверхность своего прозрачного стула Louis Ghost рисунком городской карты. На спинке другого стула Антонио Маррас нарисовал контуры миланского собора и приделал стулу крылья. Дизайнеры Миссони изобразили на поверхности шезлонга тот же миланский собор в красках, в фирменной графичной манере. А по просьбе футбольной команды «Милан» пластиковый диван Bubble Club покрылся фотопринтами с лучшими моментами игр и их главными героями.

Второй юбилей, который дизайнеры и мебельщики не обошли вниманием – это 150-летие объединения Италии. Патриотизма итальянцам не занимать, и круглая дата останется в истории дизайна целым рядом оригинальных проектов, больших и малых. Ряд компаний-производителей одел свои знаковые модели в цвета национального флага – как, например, поступила Edra с диваном Flap. А вот небольшая фирма Zerodesigno устроила целую выставку красно-бело-зеленых предметов, формой напоминающих Аппенинский полуостров. Не обошлось и без скандала: классик итальянского дизайна Гаэтано Пеше, любитель провокационных образов и ярких красок, распял итальянский «сапожок» на кресте и заставил истекать алой кровью. Его инсталляция «Италия на кресте» в Музее Триеннале (открыта до 1 мая) символизирует современное состояние его родной страны: конформизм, эгоизм, консервативность населения, которые «разрушили» страну, и сопровождается манифестом, призывающим политиков и рядовых граждан отказаться от пустой болтовни и перейти от слов к делу.

Но все эти многочисленные выставки и презентации – всего лишь оболочка для главного события, Международного мебельного салона, который проходит в выставочном комплексе Rho Pero в пригороде Милана. Всего 20 павильонов: четыре – с классической мебелью, десять – с современной и дизайнерской, четыре – со светильниками и системами освещения и еще два – с мебелью и системами оборудования для офиса.  Общая площадь выставочных стендов более 200 тысяч квадратных метров, и в них каждый сантиметр заполнен мебелью или увешан люстрами.

Посетители из России, как правило, устремляются в павильоны с «классикой», то есть мебелью, сделанной на основе исторических образцов. В этом году к толпам русских присоединились даже Ксения Собчак с мамой, сенатором Людмилой Нарусовой – видимо, пришла пора обновить ослепляюще позолоченную мамину квартиру. Все стенды в этих павильонах либо деревянно-золотые, либо бело-серебряные, и сверкают, как хрустальные вазы в бабушкином серванте. Новых тенденций тут искать не приходится, хотя любимые русскими марки Francesco Molon, ColomboStile, Annibale Colombo добросовестно стараются подмешать в свои инкрустированные буфеты и резные кресла ярких современных обивок, цветных лаковых покрытий и деталей из нержавеющей стали, чтобы сделать их хоть немного более уместными в урбанизированных жилищах начала ХХI века.

В павильонах с современной мебелью случается другая беда – среди идеально гладких, безупречно-выверенных бело-серых стендов, где как по струнке выстроились диваны и кресла, с трудом отличимые друг от друга, глазу просто не за что зацепиться. Спасают флагманы дизайнерской индустрии: компании Moroso, Kartell, Edra, Vitra, Magis, экспозиции которых – всегда фейерверки фантазии, красок, юмора, вкуса. В этом году героями многих стендов оказались стулья: пухлый, как пельмень, оранжевый Raviolo дизайна Рона Арада для Magis, деликатный, как луна, Moon японца Токуджина Йошиоки для Moroso, тонконогий Jill Альфредо Хэберли для Vitra, своей формой намекающий на шедевры дизайна 1950-х годов. И то, что дизайнеры черпают вдохновение в лучших образцах дизайна середины ХХ века, видно по всему – и по частоте использования гнутой фанеры и светлого, кажущегося совсем не обработанным, дерева, и по «надутым» формам многих кресел и пуфов, и по общей сглаженности углов.

На противоположном полюсе этого «дизайна в стиле ретро» разработки, использующие новые материалы и технологии, которые позволяют придавать вещам немыслимые ранее вид и свойства. Например, стол «25» компании Desalto, чьи четыре тончайшие ножки держат столешницу длиной три с половиной метра. Он изготовлен из запатентованного соединения углеволокна и алюминия, и само название стола указывает на беспрецедентную толщину использованного материала – 25 мм. Другой пример стул Impossible Wood от Moroso с округлым корпусом, который можно представить себе только пластиковым и невозможно – деревянным, однако он на 80% состоит из древесины, и только на 20% из пластика. Все эти изобретения, наравне с наноскульптурами, роботами-художниками и принтерами, печатающими объемные объекты, возможно, скоро станут такими же привычными, как телефон и интернет, чьи волшебные функции мы уже давно принимаем как должное. 

Powered by Froala Editor