Благодаря светодиодам, изменившим нашу жизнь не меньше, чем вайфай или мобильные телефоны, на смену хрустальным люстрам и абажурам из ткани пришли тысячи ламп, не похожих ни на что из того, что вы видели раньше. Сегодня мир светильников разнообразен как никогда — представляем его главные вещи, тренды и имена.
Новый свет
Скачать PDF версию рубрикации
Опубликовано в журнале InStyle за декабрь 2015 — январь 2016
Подготовила ОЛЬГА КОСЫРЕВА
Гроздья бы делать
Масштабные подвесные композиции из одинаковых или однотипных шаров, капель, кулечков и прочих фигур свободной геометрии — это не просто группа светильников, а настоящая инсталляция. Хороши такие «гроздья» тем, что позволяют создать каждый раз новую и уникальную люстру из типовых по сути элементов. То есть, с одной стороны, имеют статус художественного объекта, а с другой — не так бьют по карману, как единичные авторские работы.
По своей природе
Экология — это не только непричинение вреда окружающей среде, но и экономия ресурсов, переработка отходов, да и просто потребность в более тесной связи с природой. Дизайнеры преуспели на всех фронтах: не только энергосберегающую лампочку облагородили и пустили ненужные картонки на плафоны, но и превратили светильники в кашпо для домашних цветов. Все это абсолютно безопасно, так как светодиодам не страшны контакты ни с бумагой, ни с землей, ни с водой.
Так не бывает!
Работа некоторых современных осветительных приборов основана на абсолютно новых, невиданных раньше технологиях — и их внешний вид и внутреннее устройство настолько непривычны, что все это просто не укладывается в голове. Например, есть светильники со светодиодом, вмонтированным на внутренней стороне довольно тонкого каркаса, в который вставлено стекло. Кажется, что это магия:
человек видит только свет, равномерно разлитый по стеклу, и совсем не понимает, откуда он исходит. Светодиоды даже монтируют в обои — и тогда мерцающие стены заменяют собой ночник. Чудеса, да и только!
Огонь, иди ко мне
Современному человеку уже недостаточно просто удобного и функционального дизайнерского предмета, ему хочется свежих эмоций и нового опыта, а потому современная люстра должна не просто освещать, но и развлекать. Несколько лет назад дизайнеры из голландской Studio Drift придумали светильники Shylight, движущиеся вверх-вниз и раскрывающиеся, как бутоны цветов, а в этом году они же показали на Венецианской биеннале потрясающей красоты инсталляцию In 20 Steps: 40 стеклянных колб двигались, как крылья гигантского летающего ящера, играя бликами и отражениями.
Всем до лампочки
Своим «Памятником лампочке» Инго Маурер подвел итог: светодиоды убили лампы накаливания — они неэффективны, неэкономичны, небезопасны. И все же они такие милые и симпатичные, что их форму дизайнеры с радостью сохраняют, наполняя новым содержанием — светодиодным, разумеется. И прощаются с прошлым, смеясь: например, дизайнер Гарри Талер свой светильник, сделанный для Davide Groppi, назвал Edison’s Nightmare («Страшный сон Эдисона»).
Пускаем пузыри
Светодиоды принципиально изменили представления о форме светильника. Речь больше не идет об абажурах или громоздких люстрах: источник света прячется внутри, а форма светильника может быть практически любой — технологичность больше не ущемляет декоративность. В этой ситуации фантазия дизайнеров разыгралась не на шутку, что привело к появлению разнообразных ламп-«пузырей»: идеально правильных шаров и пузыриков природных форм; гладких и прозрачных для современных интерьеров и цветных со сложным рельефом для помещений, оформленных в стиле ретро.
Держатся в рамках
Строгие геометричные светильники-«палки» с линейно укрепленными светодиодами — полная противоположность «пузырям» с их полетом ничем не скованной фантазии и разнообразием форм. Их еще называют светильниками-призраками, так как иногда каркас настолько тонок, что глазу видны только светящиеся полоски в пространстве, а сами рамки из-за горящих светодиодов делаются полностью невидимыми. Благодаря своей графичности и лаконичности «палки» могут выступать в роли экранов, разделяющих пространство.
Привет старина!
Переиздания лучшего, что придумано дизайнерами в 20 веке, — давно уже тренд в дизайне мебели, но в области света он только набирает обороты. Из архивов достают самые ранние, подчеркнуто технологичные модели, сделанные первыми индустриальными дизайнерами, от знаменитых Ле Корбюзье и Шарлотты Перриан до известных только специалистам Бернар Альбена Гра, автора ламп Gras, и Джорджа Карвардина, разработчика классической настольной лампы Anglepoise. Все они ставили во главу угла функциональность, а в результате создали новую эстетику, которая оказалась востребована сегодня.
Светлая личность
Слава настигла лондонского киприота Майкла Анастасиадиса после того, как в 2013—2014 годах он выпустил очень удачную коллекцию для Flos — светящиеся матовые шары в ней балансировали на латунных штангах, как шары жонглера, чудом не вылетающие у него из рук. В 2015-м Майкл закрепил успех, пополнив коллекцию шарами на растяжках и светящимися сферами. А под собственной маркой Michael Anastassiades он выпускает самые сложные, единичные вещи, которые тоже по большей части посвящены поиску хрупкого равновесия, — например, эффектные мобили — балансирующие конструкции со светящимися каплями или шарами на концах.
Cоставить проекцию
Модные сейчас проекции — это, по большому счету, и не светильники вовсе, а арт-инсталляции, цель которых — скорее развлечь и поразить, чем просто осветить пространство. Это очень эффектно: направленный свет прожекторов превращает обычную комнату в таинственное многомерное пространство и делает даже простое чаепитие чрезвычайно увлекательным процессом, где, сосредоточившись на причудливых движущихся цифровых изображениях, живущих своей жизнью, можно напрочь забыть о чае.