В Милан в сентябре едут ради новых коллекций и чтобы увидеть все самое передовое в архитектуре и искусстве. Да, Милан – это город моды и магазинов. Но только для тех, кто ничего другого и не ищет. Да, Милан город очень замкнутый, очень «для своих». Но он же и очень интернационален – благодаря индустрии моды и дизайна, в первую очередь, но теперь уже и благодаря открытым в нем художественным фондам. Но таким его видит мало кто из приезжих.
Пока все в Дуомо
Скачать PDF версию рубрикации
Ольга Косырева
Милан слывет городом, где есть только одно развлечение — шопинг. Но эта информация устарела. Я езжу на Миланский мебельный салон пятнадцать лет подряд, и, поверьте, за эти годы город стал совсем другим — гораздо более открытым, интернациональным, современным. Выросло новое поколение людей, которые сносно говорят по-английски, и уже не надо объясняться на пальцах. Останавливаться теперь можно не в Four Seasons и Principe di Savoia, которые десять лет назад были единственными приличными местами, а в сверхсовременных Bvlgari, Armani и Mandarin Oriental, которые образовали новый «золотой треугольник» рядом с привычными Монтенаполеоне, Делла Спига, Корсо Венеция. Развлекаться — не в барах, а на террасах у бассейна, как в Ceresio 7, ресторане при штаб-квартире Dsquared2. Передвигаться — на взятых напрокат велосипедах, электромобилях и «смартах», которые гораздо больше соответствуют современному образу жизни, чем такси или лимузин с водителем. Гулять — не только по пассажу Витторио Эммануэле, а навещая удаленные от центра выставочные площадки.
Идеальный повод взглянуть на Милан по-новому — Всемирная выставка «Экспо», которая будет идти до конца октября. Ехать нужно именно сейчас, когда жара и первый вал посетителей и официальных делегаций миновали. «Экспо» — это такой город-парк, состоящий из работ лучших архитекторов каждой страны, и прогуляться по нему — как посетить выставку достижений современной архитектуры. У форума есть тема, которая заявлена высокопарно: «Накормить планету. Энергия для жизни», а интерпретирована чисто по-итальянски — акцент сделан на «накормить». В каждом павильоне кормят национальными блюдами и дегустируют напитки. Все вместе займет любопытного посетителя не на один день. А дальше уже следуйте по маршруту «дизайн и современное искусство», которое теперь поселилось в Милане наряду со старым. Фонд Trussardi сосредоточен на малоизвестных и концептуальных авторах. Ангар Pirelli HangarBicocca, напротив, показывает только мэтров. Там, например, есть инсталляция «Семь небесных дворцов» — итог всей жизни крупнейшего из живущих немецких художников Ансельма Кифера.
В апреле в ангаре рядом с железнодорожным вокзалом Гарибальди открылось новое пространство старейшей местной дизайн-галереи Nilufar — Nilufar Depot. В мае Prada с помпой презентовала свой художественный фонд, расположившийся на бывшем ликеро-водочном заводе, где в начале прошлого века выпускали бренди Cavallino Rosso. Реконструкцией комплекса занимался архитектор Рем Колхас, автор нового московского «Гаража». Теперь в Fondazione Prada сменяют одна другую выставки работ из коллекции Миуччи Прады, гдеесть Лучо Фонтана, Джон Балдессари, Дэвид Хокни, Микеланджело Пистолетто, Франческо Веццоли и Франсис Пикабиа. Кроме искусства там еще много интересного, например бар Luce, где интерьер оформлял режиссер фильма «Отель Гранд Будапешт» Уэс Андерсон, а меню позаимствовано у миланских баров 1950–1960-х годов. Смотрители — девушки и юноши с искусствоведческим образованием, разумеется, одетые в Prada. В Милане даже шопинг преобразился: недалеко от площади Сан-Бабила появился Brian & Barry — новый формат мультибрендового магазина, где на равных присутствуют одежда, гаджеты, косметика, парфюмерия и еда. Заброшенный кинотеатр Excelsior в двух шагах от Дуомо под руководством французской архитектурной звезды Жана Нувеля превратился в одноименный модный универмаг,
где представлены экспериментальные марки одежды, нерастиражированная бижутерия, неизвестные ароматы. А другой кинотеатр, Smeraldo на Корсо Гарибальди, стал гастрономическим центром совершенно новоготипа — гастросупермаркет с остроумным названием Eataly. В нем собраны деликатесы, о которых не подозревают порой и сами итальянцы. Там можно купить удлиненные, как финики, и очень сладкие помидорчики из Сан-Марцано, фисташки из Козенцы, сиенскую свинину и сотни других деликатесов. Также под крышей Eataly — рестораны, кулинарная школа, пекарня, кафе-мороженое и небольшая сцена для концертов. Ужинать в Милане теперь можно не только оссобуко по-милански или тальятой ди манцо, но и сложной «новой кухней». Один из лучших новых ресторанов Terrazza Triennale гордится мишленовским шефом Стефано Червени и его современной интерпретацией традиционной итальянской еды, а также видами на парк Симпионе, замок Сфорца и панораму города. Другой шеф из мишленовского списка — Антонио Гвида — возглавил рестораны только что открывшегося отеля Mandarin Oriental. От него ждут откровений по части соединения в одном меню итальянской классики и восточных тонкостей. Третья точка силы — ресторан Asola на девятом этаже Brian & Barry. Там хозяйничает Маттео Торретта, который то и дело удивляет гурманов, например, хроматической кухней, где в меню пять блюд пяти разных цветов. Радужный обед в чопорной столице аристократии и крупной буржуазии? Еще пару лет назад — немыслимое дело, а теперь в порядке вещей.
Старомодность и авангард — именно их сочетание превратило Милан из города, куда заскакивают по дороге к морю, в новый центр притяжения для джетсеттеров всего мира.