12 Окт 2014 | ПУБЛИКАЦИИ

Процесс образования

| ПУБЛИКАЦИИ
Процесс образования

«Образование – это страсть», – считает дизайнер-график Томас Виддерсховен. Такое отношение к делу помогает ему не только в творчестве, но и в жизни.

Текст: Ольга Косырева

Опубликовано в приложении к газете «Ведомости», журнале «Как потратить» | ИНТЕРЬЕРЫ & ДИЗАЙН в сентябре 2014 г.

Графический дизайнер Томас Виддерсховен, автор логотипа города Амстердама, год назад возглавил одно из лучших учебных заведений в своей области – Академию дизайна Эйндховена, став одновременно ее креативным директором и главой исполнительного совета.

– Как вы, успешный графический дизайнер, пришли к тому, чтобы возглавить Академию?

– Еще в 1990-е годы я участвовал в выставках совместно с выпускниками Академии дизайна Эйндховена Юргеном Беем, Хеллой Йонгериус, Ричардом Хюттеном и другими. Я всегда ощущал себя частью этого поколения дизайнеров, и я развивал графический дизайн в том же направлении, в котором здесь, в Академии Эйндховена, развивали объемный дизайн. То есть одна линия, которая нас соединяет – это ментальность.

Другая линия – это, конечно, само образование как процесс. Я считаю, что образование – это страсть. С одной стороны, вы открываете молодым целые миры, а с другой – они открывают вам этот современный мир, в котором они живут и которым они грезят. То, о чем они мечтают сейчас, будет нашим будущим. Для меня быть рядом с молодежью – очень познавательный опыт. Вот почему я хотел прийти в Академию.

– Но вы же не оставили свою прежнюю работу?

– Нет, я провожу в академии только два дня в неделю, остальное время я – дизайнер. Так устроена наша профессия в целом. Большинство наших преподавателей одновременно и дизайнеры: день или два в неделю они преподают, а остальное время работают в собственных студиях. Такая система хороша, чтобы привлечь практиков в школу. И это важно для студентов, ведь в том свободно мыслящем дизайне, которому мы учим, нет специфических ролей: мы позволяем студентам самим открывать для себя все. У нас много книг, но нет какой-то одной книжки, где было бы написано, что дизайн должен быть таким или эдаким. У каждого студента есть свой, индивидуальный путь обучения в этой школе. Каждый студент имеет индивидуальные проекты, индивидуальные задания, каждый идет своей собственной дорогой. Мы, конечно, учим вещам, которые они должны знать, но большую часть они должны открыть и достигнуть самостоятельно.

– Как это происходит на практике?

– У нас есть лекции, но не очень много. Мы проводим аттестации, контроль промежуточных результатов, даем задания, короткие, на неделю, или более длинные, в основном очень практичные. В конце обучения каждый сделает проект, который он сам инициировал. Каждый студент работает над ним последние полгода обучения и затем выставляет его на общем Graduation Show, выставке выпускников.

– Как долго длится обучение?

– Бакалавриат – четыре года. В первый год у всех программа одинаковая, это в основном изучение того, как устроены вещи, «пробы пера», создание самых разных предметов на самых разных рабочих местах. Студенты получают задания, довольно небольшие, короткие, чтобы можно было быстро получить некие результаты. Во второй год студент должен выбрать факультет, специализацию. У нас их восемь, и они не называются «фэшн-дизайн» или «графический дизайн». Они были переименованы еще 25 лет назад, то есть задолго до меня, и теперь называются «Человек и коммуникации», «Человек и движение», «Человек и отдых», «Человек и здоровье» и так далее. Потому что мы здесь перешли от индустриального дизайна к дизайну, ориентированному на человека. Индустриальный дизайн старается исходить из того, каковы потребности промышленности, и разрабатывать вещи для индустрии. Дизайн, ориентированный на человека, исходит из его потребностей и потом ищет индустрию, которая может произвести нужные человеку вещи. И еще такие формулировки в названиях факультетов говорят о том, что мы не верим в дизайн, разделенный по принципу материалов или способов реализации.

Любой современный дизайн – это смесь разных видов дизайна, а средство, которым он в основном реализуется – это компьютер, и это средство легко постижимо. То есть, чтобы стать графическим дизайнером, вам не надо больше в течение многих лет овладевать трудоемкими навыками – в этом вам поможет компьютер. Но вам нужно изучить другое: какой графический дизайн вы будете делать, что вы хотите сказать, к кому вы хотите обратиться. Это гораздо более глобальные и сложные вещи, поэтому мы не называем соответствующее отделение отделением графического дизайна, мы называем его «Человек и коммуникация». Учась там, вы можете делать графику, можете делать фильмы, объекты, интерфейсы, всё. Так что, не только глядя на все выпускные работы всех отделений, но и глядя на работы дизайнеров одного отделения, любой зритель увидит огромное разнообразие.

У магистров чуть-чуть яснее: там есть социальный дизайн, информационный дизайн и контекстуальный дизайн. Хотя и это достаточно широкие сферы, конечно.

– Необходимо ли иметь специальную подготовку для поступления в Академию? Как вы отбираете студентов?

– Что мы проверяем – это талант и мотивированность. Если студент приехал из России, то очевидно, что мотивация у него есть, поскольку он уже сделал выбор и достаточно непростой. Именно поэтому у нас так много иностранных студентов: в бакалавриате голландцы и иностранцы соотносятся в отношении 50 на 50, в магистратуре у нас 90% иностранцы. Талант – это то, что мы никак не можем измерить, но в то же время, есть он или нет, ясно сразу: по рисункам или результатам экспериментов видно, насколько открыт студент новым путям, новым образам действия, насколько у него живое воображение, и т.д. Обычно портфолио мы смотрим дистанционно, онлайн, а если оно нам нравится, то приглашаем соискателя приехать на интервью, побеседовать лицом к лицу. Поскольку обучение очень индивидуальное, практически один на один, и декан и преподаватели инвестируют очень много своего времени в каждого студента, то очень важно уже на самом раннем этапе понимать, что студент и преподаватель чувствуют друг друга, могут понимать друг друга, и что существует возможность совместного роста.

– Обучение ведется на английском?

– Да, все обучение ведется на английском, для всех. Конечно, половина студентов голландцы, и половина преподавателей голландцы, и иногда бывает смешно, когда голландец с голландцем ведет сложное обсуждение на английском языке. Но лекции, речи, все групповые занятия – это всегда на английском. И каталог выпускной выставки тоже издан на одном языке, вы видели.

– Можете сказать, сколько стоит обучение?

– Узнайте в интернете. У нас есть операционный директор, это в его ведении, не в моем. Я только знаю, что наши цены ниже, чем в Англии и Америке, потому что мы не стремимся заработать на обучении.

– Почему, разве Академия не частная? Кому она принадлежит?

– Нет-нет, это государственная академия. Она независима как организация, но мы ежегодно получаем государственное финансирование на каждого студента из Голландии или другого государства ЕС – их обучение оплачивается государством. Каждый студент из-за пределов ЕС платит ровно столько, сколько тратится на его обучение. Ни центом больше. Учреждение совершенно, на 100%, некоммерческое.

– Как вы думаете, чем Академия дизайна Эйндховена отличается от других дизайн-школ мира?

– Я всего год здесь, я не успел еще их посетить! Но первое – это, конечно, вот эта выпускная выставка, которая проходит каждый год в октябре. Она демонстрирует, что проекты наших выпускников интересны широкой публике, непрофессионалам. И я считаю, что это очень особенная ситуация, когда студенты знают, что их работы будут участвовать в выставке, на которую придет 35 000 человек. Это огромная возможность пообщаться со своей аудиторией. И это имеет огромное влияние на карьеру. Я даже называю эту выставку частью карьеры каждого нашего выпускника.