14 Сен 2014 | ПУБЛИКАЦИИ

Разум и чувства

Текст Ольги Косыревой | ПУБЛИКАЦИИ
Разум и чувства
Опубликовано в журнале InStyle, сентябрь 2014

Сто лет назад, в момент рождения, хорошему дизайну достаточно было хорошо выглядеть и хорошо работать (works well, looks good). В 21 веке этого мало. Удобных вещей у нас уже и так достаточно, а хороший дизайн должен обогащать жизнь, дарить новые ощущения, решать эмоциональные проблемы.

Еще пару лет назад на старых, советского дизайна, гигантских воротах при входе в Парк Горького красовалась скромная надпись: «Самые главные вещи в жизни это не вещи». Сейчас нет уже ни той надписи, ни тех ворот – вещи исчезают быстрее и бесследнее, чем идеи и мысли. И, наверное, в этом состоит одна из главных причин, почему в странах с развитым и демократичным, то есть общедоступным, дизайном люди все меньше интересуются вещами и все больше идеями, а также способами обогатить и украсить свою жизнь через дизайн. Это понятно: вещей стало слишком много, и все вакантные места в доме уже заняты есть на чем сидеть, есть, писать, спать. Менять старые вещи на новые просто так, от скуки, в Европе никому не приходит в голову, а вот получать новые впечатления это очень востребовано и модно.

Самый доступный и понятный путь к обогащению повседневной жизни средствами дизайна лежит, как нетрудно догадаться, через желудок. Так, молодая кореянка, живущая в Голландии, Жинхюн Жеон придумала и предлагает интересующимся необычный гастрономический опыт под названием «Стимулы. Чувственный ужин». Она утверждает, что форма, цвет и неровная, объемная или пузырчатая поверхность ложек способны изменить вкус поедаемых блюд. Не менее важна и не меньше влияет и обстановка, в которой получается этот гастрономический опыт. Как говорит владелица миланского дизайнерского шоурума Spazio Pontaccio Элеонора Негри,  «жизнь и дизайн должны постоянно пересекаться, и мы хотели использовать эту возможность, чтобы изучить отношения людей и предмета их увлечения, и все это на глазах у изумленной публики. Кроме того, прекрасная тарелка это важный ингредиент любого блюда, а хорошо спроектированный стул такая же часть обеда, как и еда». Чтобы доказать это, Элеонора со своим мужем и бизнес-партнером Альберто Пеллини в апреле этого года устроили торжественный ужин SupperScene прямо в витринах своего магазина. Среди гостей были Патриция Уркиола, Том Диксон, Джей Осджерби, Пьер Гандини и три десятка других важных деятелей дизайнерского мира (в том числе, скромно замечу, и автор этой статьи). По такому случаю специально разработали и изготовили мебель, тарелки, бокалы, столовые приборы, не говоря уже о шестнадцати переменах блюд от мишленовского шефа Матиаса Пердомо. Ощущения от присутствия на таком ужине, где все сделано специально для тебя, абсолютно уникальные. А дополнительный бонус — это возможность почувствовать себя частью перформанса или участником реалити-шоу: ты сидишь за стеклом, болтаешь, жуешь, смеешься — и одновременно являешься объектом разглядывания, фотографирования, обсуждения.

Современные дизайнеры обращаются и к другим органам чувств - задействуют в процессе восприятия своих произведений слух, зрение, обоняние. Так, дипломной работой выпускницы Академии дизайна Эйндховена Елле Мастенброк стало что-то вроде музыкального автомата из старого шкафа со стеклянными дверцами и фарфорового сервиза. Любой желающий мог кинуть внутрь монетку в один евро (дежурная монета прилагалась, причем она в конце выпадала снова из монетоприемника, так что смысл был не в сборе денег с окружающих) и услышать очаровательную мелодию, получавшуюся во время бега монетки по проложенному между фарфоровых тарелок и супниц металлическому желобку. Гости выставки бросали и бросали монетку, как заведенные, и каждый раз расплывались в улыбках, явно получая прямо детское, незамутненное удовольствие. Но этот дизайн имеет еще и глубокий смысл: в былые столетия такие шкафы и такой фарфор были нужны, чтобы демонстрировать богатство, а теперь они словно говорят нам: «Богатство это лишь одна из ценностей, и не самая главная. Удовольствие гораздо важнее».

Собственно, современный дизайн таков и есть: не только радует глаз, но и зачастую ласкает слух, греет, ублажает, выполняет желания и даже решает проблемы. Для нас в России такой подход в диковинку, но и нам, наверное, надо учиться жить в новой парадигме, рассматривая дизайн не как результат и обладание им, а как процесс и впечатление, как эмоциональное обогащение. И не забывая, что самые главные вещи это не вещи.

1. Радость есть.

Направление «eating design» развивается ускоренными темпами. Это не всегда дизайн самой еды, хотя и он тоже. Чаще это дизайн, закрученный вокруг еды как процесса. Суть всех проектов в этой области — превратить повседневный, рутинный процесс в особый, уникальный опыт.

Израильско-американская дизайн-студия Studio Appetit совместно с голландцами из Studio Lenneke Wispelwey предлагают превратить фуршет в эксперимент. Провокационные приборы-пирамидки позволяют еду накалывать или слизывать, а маленькие зеркала, которые входят в коллекцию, — еще и наблюдать за процессом.

Лидер Studio Appetit Идо Гарини воспринимает предметы сервировки как сексуальные объекты и средства для возбуждения желаний разного рода. Название его первой коллекции — Aphrodisiac — говорит само за себя.

Кореянка Джинхюн Джеон предлагает поучаствовать в «Чувственном ужине»: есть его надо специальными ложками, которые усиливают и изменяют вкус еды, а также ее восприятие.

Миланская галерея Spazio Pontaccio устроила у себя в витрине ужин-перформанс: звезды дизайна наслаждались весьма дизайнерскими блюдами, сидя за специально сделанным по такому случаю дизайнерским столом с дизайнерской сервировкой.

2. Звон в ушах.

Просто смотреть на дизайнерские объекты теперь недостаточно — их надо слушать! Предметы, которые издают звуки — будь то шуршание бумажных вертушек или звон монетки, бегущей между фарфоровыми чашками, — это отчасти игрушки, отчасти инструменты для получения новых ощущений и впечатлений.

История вопроса.

Еще в 1960-е дизайнеры поняли, что нужно делать вещи не только «для нужды», но и «для души», как сформулировал знаменитый британец Теренс Конран. Функциональность отходит на задний план, а весь дизайн этого периода — сплошное веселье и чистое удовольствие: яркий пластик, круглые формы, оп-артовые рисунки, бумажная и надувная мебель.

Сделанная из мягкого упругого пластика «трава» — это на самом деле лежанка Pratone. Дизайн туринской группы Strum, 1966—1970. Производитель — компания Gufram.

Качающаяся табуретка Sella (1957) с эффектом неваляшки — достойный вклад Акилле Кастильони в решение задачи «постоянно смешить», которую он перед собой ставил.

Tube chair (1969) мастера поп-арта Джо Коломбо наверняка не очень удобен, зато притягивает взгляды, а четыре его трубы можно еще и самому менять местами.

The wind portal ливанского дизайнера Найлы Эль Зейн, пару недель гостивший в лондонском Музее Виктории и Альберта, — это ворота из 5 000 бумажных вертушек, которые начинали вращаться и шуршать от движения людей вокруг и просто от малейшего ветерка. Громкость звука зависела от количества проходивших через ворота людей.

В музыкальном шкафу голландки Йелле Мастенбрук старинный сервиз нанизан на металлические держатели и настроен как музыкальный инструмент. Это одновременно изящная шутка и музейного уровня концептуальный объект дизайна.

3. Ласкают взор.

Конечно, дизайн — это прежде всего визуальное впечатление. Но если раньше оно было статичным, то теперь дизайнерские объекты радуют движущимися изображениями. И тут фантазии дизайнеров нет границ — они используют и игру света, и видеопроекции, и сложные технические приспособления, заставляющие двигаться разные фрагменты объекта.

Светильники Ripple с медленно вращающимися плафонами вызывают на окружающих поверхностях игру световых бликов, похожую на водную рябь. Дизайн студии Poetic Lab, изготовитель — старинная австрийская компания J. & L. Lobmeyr.

4. Сила духа.

Еще одна зона до сих пор непознанного — это задействование запахов в дизайн-проектах. Пока это только единичные эксперименты, но судя по тому, насколько популярны сейчас ароматерапия, конструирование собственных ароматов и разная нишевая и интерьерная парфюмерия, бум «запаходизайна» не за горами.

Твердые духи из Silhouette Collection Лизы Витте, которые ароматизируют воздух в помещении, сделаны в форме старинных флаконов. Для каждого «флакона» дизайнером создан оригинальный аромат. Кроме того, их можно использовать и как мыло.

Ювелирные украшения Йоди Кокен сохраняют ароматы: они предназначены для тех, у кого нанесение парфюма прямо на кожу вызывает аллергию.

5. Вместе веселее.

С одной стороны, дизайн объединяет — любой, кто был на дизайнерских выставках, охотно это подтвердит. Но современный человек, даже окруженный многочисленными и разнообразными вещами и объектами, испытывает зачастую невероятное чувство одиночества. Дизайнеры пытаются решить эту проблему, помогая найти новые пути и способы для коммуникации в мире, где люди так разобщены.

Голландец Барт Эйсинк Сметс полагает, что такой «обычный» пластиковый мужчина, похожий на родственника или соседа, мог бы составить компанию за обедом или у постели больного — если другой компании нет.

Электронный рояль дизайна Дирка Винантса из бельгийской компании Extremis — еще и обеденный стол. Что очень неожиданно — и неожиданно весело.

В уличных ваннах от Weltevree можно, конечно, и помыться. Но их главная функция — доставлять чистую радость общения друг с другом и с природой.

 

Powered by Froala Editor