Вспомнилось сакраментальное: «31 декабря мы с друзьями всегда ходим в баню...» Мы с друзьями в середине апреля обычно ездим в Милан – на крупнейшую в мире мебельную выставку Salone del Mobile, которая давно уже переросла в огромную, многолюдную и очень насыщенную Неделю дизайна. В этом году – мой 14-й (кажется) раз. И каждый год – не устаю удивляться: вроде все уже как родное, все дороги хожены-перехожены, и все равно находятся новые имена, новые знакомства, новые идеи. И даже старые друзья не перестают удивлять.
Salone del Mobile в Милане: день первый
Опубликовано в журнале CONDE NAST TRAVELLER в апреле 2013 г.
Текст: Ольга Косырева
Единственное, что неизменно – это дождь, которым Милан встречает своих гостей из года в год, почти без исключений: вот и вчера здесь было мокро, хмуро и пронизывающе холодно. Несмотря на цветущие повсеместно камелии, магнолии и вишни.
Зато очень тепло и душевно встретили нас в зоне Тортона братья-славяне на предпоказе новой коллекции чешской стекольной мануфактуры Lasvit (название образовано от двух чешских слов – ласка и свит, «любовь» и «свет»). Ее молодой владелец Леон Якимич буквально 4–5 лет назад начал приглашать к сотрудничеству западных звезд и в этом году представил публике уже не один проект, а целую коллекцию люстр и элементов интерьера из богемского стекла. Проект назвали Constellation («Созвездие») – потому что каждую вещь сделала настоящая звезда. У входа в павильон свисали с потолка грозди цветных будто бы бутылок – это люстра Supercloves британского дизайнера-инженера Майкла Янга. Дальше огромная конструкция из матовых стеклянных «леденцов» – это светильник Jar израильтянина-парижанина Арика Леви. В отдельном закутке светятся в темноте стеклянные шарики на металлических стержнях – инсталляция Nodules Росса Лавгроува. Но самое невероятное – это люстры Galaxy Luminia дизайнера-легенды Борека Шипека. Шипек, родившийся в Чехословакии, эмигрировал в Голландию в глухие годы после «оттепели», там стал успешным архитектором и работал как дизайнер на известную итальянскую компанию Driade – а в середине 1990-х вернулся в Чехию по приглашению тогдашнего президента Вацлава Гавела. Вернулся, чтобы отреставрировать Пражский Град (Кремль) и оформить для Гавела президентские апартаменты и рабочий кабинет – невероятный кабинет с пальмой, обнаженной Венерой и дверными ручками, изгибающимися, как ужи на сковородках. И вот теперь этот легендарный дизайнер со славянским ДНК и отнюдь не советско-социалистическим взглядом на мир представил свою новую работу. Его люстры – это букеты из цветов, шаров, завитков, цепей и ангельских крыльев. Есть попышнее, понаряднее, есть чуть полегче, пооднозначнее, если можно так сказать. Но все равно все они – сказочные, потусторонние, фантасмагоричные, скрестившие в себе видения, сновидения, сказания, предчувствия и тревоги.
Чудеса продолжились на соседней улице, в огромном зале, где выставилась в этом году голландская фирма Moooi – всем знатокам известная хотя бы тем, что ее арт-директором является двухметровый белозубый красавец Марсель Вандерс, один из самых знаменитых мировых дизайнеров. Который к тому же за последний год три раза вошел в список пяти самых стильных мужчин мира (по версиям разных международных журналов), в одном из них обогнав на одну позицию даже Барака Обаму. В Милане Вандерс, конечно же, встречал гостей лично, непрерывно позировал фотографам, философствовал и витийствовал в ответ на журналистские вопросы. Но даже его харизма была бы ничем, если бы он выступал на пустой сцене. Ан нет: у Moooi в этом году десяток новинок, среди которых золотистый стул дизайна Ники Зупанк, торшеры с основанием из мудрено свинченных деревянных планок авторства Йоста ван Блейсвейка, светильники – опрокинутые ведра с расписными фарфоровыми ручками от Studio Job и маленькие столики для мелочей, как будто проткнутые зонтом – это уже от самого Марселя Вандерса.
Вообще зона Тортона – место, еще десять лет назад бывшее совсем необихоженным и казавшееся страшно далекой окраиной – теперь вполне обуржуазилась и вытеснила когда-то обживавшую ее безбашенную молодежь в новые районы Милана вроде Вентуры Ламбрате. Теперь на Тортоне располагаются компании хоть и креативные, но известные и вполне коммерческие, а бывшие промышленные здания и склады конвертируются в островки роскоши. Одним из последних стал открывшийся только в феврале дизайн-отель Magna Pars Suites в здании бывшей парфюмерной фабрики на Via Forcella 13. Каждый номер здесь пахнет своими особыми духами, сами номера – исключительно suites, все сделано по высшему экологическому разряду, в номерах и ресторане на полках стоят старинные книги из семейной библиотеки владельцев, а во внутреннем дворе посажен сад из нескольких сотен кустарников, трав и деревьев, имеющих свой собственный аромат.
Хотя таких ярких впечатлений уже, наверное, было бы достаточно для начала, мы тем не менее решили окунуться в самое «пекло» событий и поехали из зоны Тортона в центр. И хотя дождь спутал все карты, и обычной для Миланского салона толпы не было даже на площади возле Дуомо, праздник все-таки состоялся: в старинном палаццо Марина прямо напротив театра Ла Скала организаторы «Салона дель Мобиле» и его президент Клаудио Лути давали прием в честь открытия. Фрески на стенах, лазерное шоу в величественном внутреннем дворе, прошутто ди парма на закуску, ризотто алла миланезе на горячее и мэр города среди праздничной толпы – картина сложилась очень цельная: город действительно ждал и готовился. Мы тоже с нетерпением ждем. И готовы.