10 Апр 2013 | ПУБЛИКАЦИИ

Salone del Mobile в Милане: день первый

| ПУБЛИКАЦИИ
Salone del Mobile в Милане:  день первый

Вспомнилось сакраментальное: «31 декабря мы с друзьями всегда ходим в баню...» Мы с друзьями в середине апреля обычно ездим в Милан – на крупнейшую в мире мебельную выставку Salone del Mobile, которая давно уже переросла в огромную, многолюдную и очень насыщенную Неделю дизайна. В этом году – мой 14-й (кажется) раз. И каждый год – не устаю удивляться: вроде все уже как родное, все дороги хожены-перехожены, и все равно находятся новые имена, новые знакомства, новые идеи. И даже старые друзья не перестают удивлять.

Майкл Янг, Арик Леви и Борек Шипек Дизайнер Moooi Ника Зупанк Выставка Moooi Выставка Moooi The Golden Chair by Nika Zupanc for Moooi New Antiques Barstool 66 and 76 by Marcel Wanders for Moooi Ink Airborne by Marcel Wanders for Moooi Construction Lamp WhiteWood S 80 by Joost van Bleiswijk for Moooi Common Comrades Emperor by Neri&Hu for Moooi Bucket Lamp Suspended Floor by Studio Job for Moooi Световая инсталляция Nodules Росса Лавгрова Люстра Supercloves Майкла Янга, производитель Lasvit Зал Moooi

 

Опубликовано в журнале CONDE NAST TRAVELLER в апреле 2013 г.

Текст: Ольга Косырева

Единственное, что неизменно – это дождь, которым Милан встречает своих гостей из года в год, почти без исключений: вот и вчера здесь было мокро, хмуро и пронизывающе холодно. Несмотря на цветущие повсеместно камелии, магнолии и вишни.

Зато очень тепло и душевно встретили нас в зоне Тортона братья-славяне на предпоказе новой коллекции чешской стекольной мануфактуры Lasvit (название образовано от двух чешских слов – ласка и свит, «любовь» и «свет»). Ее молодой владелец Леон Якимич буквально 4–5 лет назад начал приглашать к сотрудничеству западных звезд и в этом году представил публике уже не один проект, а целую коллекцию люстр и элементов интерьера из богемского стекла. Проект назвали Constellation («Созвездие») – потому что каждую вещь сделала настоящая звезда. У входа в павильон свисали с потолка грозди цветных будто бы бутылок – это люстра Supercloves британского дизайнера-инженера Майкла Янга. Дальше огромная конструкция из матовых стеклянных «леденцов» – это светильник Jar израильтянина-парижанина Арика Леви. В отдельном закутке светятся в темноте стеклянные шарики на металлических стержнях – инсталляция Nodules Росса Лавгроува. Но самое невероятное – это люстры Galaxy Luminia дизайнера-легенды Борека Шипека. Шипек, родившийся в Чехословакии, эмигрировал в Голландию в глухие годы после «оттепели», там стал успешным архитектором и работал как дизайнер на известную итальянскую компанию Driade – а в середине 1990-х вернулся в Чехию по приглашению тогдашнего президента Вацлава Гавела. Вернулся, чтобы отреставрировать Пражский Град (Кремль) и оформить для Гавела президентские апартаменты и рабочий кабинет – невероятный кабинет с пальмой, обнаженной Венерой и дверными ручками, изгибающимися, как ужи на сковородках. И вот теперь этот легендарный дизайнер со славянским ДНК и отнюдь не советско-социалистическим взглядом на мир представил свою новую работу. Его люстры – это букеты из цветов, шаров, завитков, цепей и ангельских крыльев. Есть попышнее, понаряднее, есть чуть полегче, пооднозначнее, если можно так сказать. Но все равно все они – сказочные, потусторонние, фантасмагоричные, скрестившие в себе видения, сновидения, сказания, предчувствия и тревоги.

Чудеса продолжились на соседней улице, в огромном зале, где выставилась в этом году голландская фирма Moooi – всем знатокам известная хотя бы тем, что ее арт-директором является двухметровый белозубый красавец Марсель Вандерс, один из самых знаменитых мировых дизайнеров. Который к тому же за последний год три раза вошел в список пяти самых стильных мужчин мира (по версиям разных международных журналов), в одном из них обогнав на одну позицию даже Барака Обаму. В Милане Вандерс, конечно же, встречал гостей лично, непрерывно позировал фотографам, философствовал и витийствовал в ответ на журналистские вопросы. Но даже его харизма была бы ничем, если бы он выступал на пустой сцене. Ан нет: у Moooi в этом году десяток новинок, среди которых золотистый стул дизайна Ники Зупанк, торшеры с основанием из мудрено свинченных деревянных планок авторства Йоста ван Блейсвейка, светильники – опрокинутые ведра с расписными фарфоровыми ручками от Studio Job и маленькие столики для мелочей, как будто проткнутые зонтом – это уже от самого Марселя Вандерса.

Вообще зона Тортона – место, еще десять лет назад бывшее совсем необихоженным и казавшееся страшно далекой окраиной – теперь вполне обуржуазилась и вытеснила когда-то обживавшую ее безбашенную молодежь в новые районы Милана вроде Вентуры Ламбрате. Теперь на Тортоне располагаются компании хоть и креативные, но известные и вполне коммерческие, а бывшие промышленные здания и склады конвертируются в островки роскоши. Одним из последних стал открывшийся только в феврале дизайн-отель Magna Pars Suites в здании бывшей парфюмерной фабрики на Via Forcella 13. Каждый номер здесь пахнет своими особыми духами, сами номера – исключительно suites, все сделано по высшему экологическому разряду, в номерах и ресторане на полках стоят старинные книги из семейной библиотеки владельцев, а во внутреннем дворе посажен сад из нескольких сотен кустарников, трав и деревьев, имеющих свой собственный аромат.

Хотя таких ярких впечатлений уже, наверное, было бы достаточно для начала, мы тем не менее решили окунуться в самое «пекло» событий и поехали из зоны Тортона в центр. И хотя дождь спутал все карты, и обычной для Миланского салона толпы не было даже на площади возле Дуомо, праздник все-таки состоялся: в старинном палаццо Марина прямо напротив театра Ла Скала организаторы «Салона дель Мобиле» и его президент Клаудио Лути давали прием в честь открытия. Фрески на стенах, лазерное шоу в величественном внутреннем дворе, прошутто ди парма на закуску, ризотто алла миланезе на горячее и мэр города среди праздничной толпы – картина сложилась очень цельная: город действительно ждал и готовился. Мы тоже с нетерпением ждем. И готовы.