02 Май 2015 | ПУБЛИКАЦИИ

Сочная, теплая, чувственная

| ПУБЛИКАЦИИ
Сочная, теплая, чувственная

Так характеризует бразильский архитектор Марсио Коган современную архитектуру своей страны, где объединены строгий рационализм и южная расслабленность. Таков и собственный стиль Когана, который востребован теперь помимо Бразилии в европейских столицах.

Ольга Косырева

Опубликовано в приложении к газете «Ведомости», журнале «Как потратить» | ИНТЕРЬЕРЫ & ДИЗАЙН в апреле 2015 г.

Коган принадлежит к новому поколению бразильских модернистов, продолжателей великой традиции, идущей от Лучио Косты и Оскара Нимейера. Два этих знаковых для страны архитектора ХХ века трансформировали интернациональную архитектуру модернизма в специфически бразильскую. Они сделали ее, по словам Когана, “сочной, теплой, тактильной. В ней стало меньше рационализма, больше чувственности, неформальности. В этой архитектуре появился чувственный аспект”. Это и его принципы тоже — работы Марсио ценят как раз за особую продуманность, невыхолощенность, легкое остроумие, а также особое внимание к деталям и поверхностям, тонкость в выборе материалов и фактур — и это при всей их внешней линейной простоте. Девелоперы его последнего проекта в Барселоне — реконструкции бывшего офиса под жилье самого высокого класса — говорят, что с Коганом их сроднила “ювелирная болезнь” — это когда все делается с ювелирной точностью и тщанием. Он действительно методично продумывает все и считает, что на общее впечатление от пространства влияют не то что размер, формат и укладка мраморных плит на полу — но и такие незначительные, казалось бы, элементы, как дверные ручки, лампочки, то, как выглядят стыки разных материалов, и т. д. Собрание всех мелочей дает в конце концов то ощущение уюта, к которому он стремится и которое редкость в большинстве современных архитектурных проектов, даже сделанных для частного заказчика.

О себе Коган говорит без ужимок: “Я перфекционист. Я очень критично к себе отношусь. Просто невротик, ни в чем не уверен до последнего момента и все время все стараюсь сделать еще и еще лучше”.

Его перфекционизм — редкая смесь желания и умения обустроить жизнь со вкусом к жизни

За свой перфекционизм, к которому подмешивается редкое желание и умение обустроить жизнь со вкусом к жизни, он получил 13 премий от Бразильского института архитекторов, IAB, а по всему миру — множество других архитектурных наград. В 2011-м был назван журналом Wallpaper одним из 100 наиболее влиятельных людей мира в своей области и получил звание почетного члена AIA, Американского института архитекторов. В 2012 году представлял Бразилию на Венецианской архитектурной биеннале.

При этом больше половины того, что строит его студия, — это частные дома. Вторая половина — общественные здания самого разного назначения. Например, книжный магазин, винодельня, репетиционно-учебный центр для городского театра оперы и балета в Рио-де-Жанейро. Все проекты — коллективная, командная работа: они сделаны и подписаны не одним Марсио, а возглавляемым им архитектурным бюро Studio mk27. Их там всего 22 человека, и каждый проект, каждое здание — вынянчено и выпестовано, как любимое дитя. “Я не хочу превращать свое бюро в гигантскую компанию, хочу, чтобы масштаб позволял контролировать все процессы, с максимальным вниманием относиться к каждому проекту. Поэтому я сам когда-то решил, что в нашей студии не должно быть больше 20 сотрудников. Только так мы можем позволить себе все вместе обсуждать, рисовать и перерисовывать. И всегда поддерживать тесные, почти дружеские отношения с клиентами”.

До недавнего времени у Studio mk27 не было проектов за пределами Бразилии, но недавно появился первый европейский контракт, причем очень необычный, как признается сам Коган. Испанские девелоперы Хосе Кайрета и Даниэль Кастилло, которые стоят за успехом барселонского отеля Mandarin Oriental (самого дорогого в стране и очень успешного), пригласили Когана реконструировать знаковое для Барселоны офисное здание 1960-х годов. Постройка с необычной в плане формой — глаза — была спроектирована последователем Ле Корбюзье швейцарским архитектором Марком Согэ. Она опустела около десяти лет назад, когда стало ясно, что здание и его начинка безнадежно устарели. Но сейчас, когда в Барселоне начинается экономический рост и есть неудовлетворенный спрос на качественное сверхсовременное жилье, бывший офис с панорамными окнами по всему фасаду решили превратить в резиденции класса хай-энд — на уровне лондонского Hyde Park One. В десяти­этажном здании будет всего восемь квартир, семь займут по этажу, восьмая — это двухэтажный пентхаус площадью 900 кв. м.

Конечно, внутри будет максимум необходимых удобств, включая круглосуточный консьерж-сервис, фитнес-клуб, бассейн и спа только для обитателей дома, гараж и мойку для машин, а также по запросу любые услуги по обслуживанию, включая уборку, персональный шопинг, доставку чего угодно откуда угодно, водителей, тренеров, массажистов, кейтеринг и т. д. И то, что на каждый квадратный метр купленной жилой площади жильцы получат еще один квадратный метр пространства, находящегося в общем пользовании жильцов, подстегивает архитектора сделать эти общест­венные помещения особыми по оформлению. Ставка сделана на материалы: яркую, с очень живым “характером” древесину американского ореха; латунь, металл неброский и красиво стареющий, а также полдюжины разных видов камня, от базальта и черного гранита из Зимбабве до каррарского мрамора, мрамора Statuario и черного мрамора Negro Marquina.

Ну а облик самих квартир определяет закругленная внешняя стена со сплошным остеклением: из любой точки открывается обзор на 180 градусов с панорамным видом на город и горы. Именно благодаря ему Коган влюбился в этот дом с первого взгляда: “Где еще можно сделать 50 м сплошных окон в гостиной? И в каком еще мегаполисе мира из окна будут как на ладони видны лес и горы?” Теперь он старается не подкачать и сделать свою архитектурно-дизайнерскую часть такой же особенной, как этот вид из окон — и такой же теплой, чувственной, уютной, как бразильская модернистская архитектура, из которой он родом.