22 Июл 2018 | ПУБЛИКАЦИИ

Мост к античности

Опубликовано в журнале Salon Interiors № 3 (48) в 2001 году | ПУБЛИКАЦИИ
Мост к античности
текст: Ольга Косырева

Мы достали из сундука одну старую статью Ольги Косыревой, опубликованную аж в 2001 году в журнале Salon Interior, и хотим показать, что интересные интерьеры бывают и в "классике", а в 1990-е – начале 2000-х у российских интерьеров было свое лицо. Как античность может присутствовать в интерьере современной квартиры? Уместны ли в ХХI веке вариации на тему древнеримской аркады? Этот уже старый проект выдающегося архитектора-классициста Михаила Филиппова не дает однозначных ответов, но позволяет поискать их самому.

С чего начинается удачный интерьер? Со счастливой случайности, познакомившей обладателей квартиры с архитекторами их мечты? С рождения фантастической идеи, преобразующей пространство? С изучения планов существующего здания? Вероятно, бывает по-разному. Но вот для архитектора Михаила Филиппова работа над новым интерьером начинается с детального, вполне реалистического, выдержанного по цвету акварельного этюда, на основании которого и разрабатывается проект. 

В процессе создания интерьера, конечно, присутствовали и остальные вышеназванные этапы: и почти случайное знакомство хозяев с архитектором, и вспыхнувшая между ними "любовь с первого взгляда", подкрепленная теплыми чувствами к Италии и итальянскому искусству, и изучение архитектором чертежей, которые выявили достоинства и недостатки предназначенного для реконструкции помещения.

Так, архитектора чрезвычайно вдохновило огромное двусветное пространство, имевшее при этом ряд довольно толстых и неуклюжих несущих колонн ровно по центральной оси. Именно это натолкнуло Михаила на мысль создать на их основе мощную, величественную аркаду, импровизированный древнеримский акведук, который и дал название всему проекту. И именно этот мотив, родившийся из необходимости декорировать уже существующие конструкции, господствует в интерьере.
 
Еще один бесспорный недостаток, превратившийся в неоспоримое достоинство: довольно низкий потолок, который сначала еще более занизили, а затем визуально повысили с помощью сводов. Получилось, что сомкнутые своды потолка задают помещению высоту, зрительно превышающую реальную. К тому же его плавные линии прекрасно гармонируют с полукружиями арок и естественным образом продолжают закругляющиеся грани пилонов.
 
Аркада стала едва ли не единственным декоративным элементом квартиры, настолько мощной доминантой пространства, что никаких других эффектов и не требовалось. Но чтобы усилить впечатление от уходящего вдаль арочного моста, стена напротив входа в помещение была сделана зеркальной. Отражение создает иллюзию бесконечной череды арок, которая выглядит особенно эффектно при погашенном верхнем свете и включенной подсветке.
 
Осевая архитектурная композиция постепенно "распадается" по обе стороны от акведука, переходя от мощного по воздействию элемента в центре к чистым плоскостям стен и гармонично завершаясь потрясающими пейзажами за окнами. По мысли архитектора, картины в окнах – столь же равноценная и активная составляющая интерьера, как и любые декоративные детали. Конечно, в идеале подобная реминисценция на темы Древнего Рима и эпохи Возрождения должна была бы сопровождаться видами Средиземноморья, а не романтического уголка Замоскворечья со старинной церковью. Автор проекта считает: для того и нужно наполнять наши дома вещественными "воспоминаниями" о теплых морях и странах, чтоб было где отогреться душой и телом в промозглую московскую зиму.
 
Для Михаила Филиппова подобное "овеществление" итальянских воспоминаний - не случайное увлечение, а органическая потребность. Он изначально ориентирован на классическое понимание красоты, которое лучше всего выражено античным искусством. При этом работы архитектора не имитируют какой-то стиль, а воплощают новый, его собственный, создающий вполне современный образ немного мифологизированной древности. Античность в его интерпретации – такая, какой она видится нашим современникам. Именно этим манера архитектора так подкупила заказчиков, вдохновившихся идеей создать в доме вариацию на тему древнеримской аркады. Визит в мастерскую Михаила Филиппова окончательно убедил их в том, что все воплотится именно так как задумано, – настолько увиденное соответствовало сложившемуся в мечтах образу.
 
Кстати, те акварели, с которых начинался наш рассказ, хозяйка собирается повесить в гостиной, на почетном месте, чтобы они наглядно демонстрировали, как рождается образ дома.