Мы сталкиваемся с дизайном каждую минуту: наша квартира, одежда, мобильный, чашка, из которой мы пьём, автомобиль, на котором мы ездим, не появились бы без дизайнеров. Надо ли стремиться жить «не как все», как найти специалиста для своего интерьера и почему красоты не бывает без комфорта, а комфорта – без красоты, рассказала эксперт в области дизайна Ольга Косырева.
Ольга Косырева: Смысл дизайна – удовлетворение потребностей человека
Скачать PDF версию рубрикации
Мы сталкиваемся с дизайном каждую минуту: наша квартира, одежда, мобильный, чашка, из которой мы пьём, автомобиль, на котором мы ездим, не появились бы без дизайнеров. Надо ли стремиться жить «не как все», как найти специалиста для своего интерьера и почему красоты не бывает без комфорта, а комфорта – без красоты, рассказала эксперт в области дизайна Ольга Косырева.
—Справедливо ли считать дизайн искусством?
— О, нет. Это распространённый стереотип и базовая ошибка. Особенно забавно, когда в Instagram пишут о дизайне бровей или ногтей. Какой здесь дизайн? Здесь речь идёт только об украшательстве, а дизайн – это соединение двух начал: художественного и технического, эмоционального и рационального. Дизайна не бывает без функция, и его основная цель – удовлетворение потребностей потребителя в комфорте, а не в красоте.
—Почему профессия дизайнера сейчас очень востребована?
—Большое количество окружающих нас предметов требует приложения рук и головы дизайнера. Возьмём, к примеру, дом: на Западе квартиры продаются уже с отделкой, а в нашей стране огромное количество нового жилья достается жильцам в бетоне, и без дизайнера тут не обойтись. Поскольку в таком случае отделку и обстановку приходится создавать индивидуально. Кому-то покажется, что это скорее плюс: можно сделать что-то уникальное. Но люди не уникальны, и квартиры с причудами никому потом не нужны.
И знаете, что смешно? Когда приходит время переезжать, то продать такую «особенную», слишком оригинальную по устройству квартиру становится затруднительно. А переезжать придется, даже если человек не хочет об этом думать, когда только купил новую жилплощадь. По статистике, современный человек меняет жильё более трёх раз за свою жизнь, поэтому, превращая свою квартиру во что-то из ряда вон выходящее, важно помнить, что однажды придёт время её продавать. И найти такого же сумасшедшего, как ты сам, будет непросто. Вероятнее всего, покупателю придётся производить демонтаж, соответственно, за это он попросит цену ниже.
—Есть примеры случаев, когда такое жильё затруднительно было продавать?
—Сколько угодно. В нулевые годы в Москве на Рублёвке и других престижных направлениях было построено много вилл, в которые вложили десятки миллионов долларов. Когда рубль упал, ситуация изменилась, некоторым хотелось продать дорогостоящую недвижимость. Удалось это сделать далеко не всем. И по причине излишней экстравагантности хозяев, и вкусовщины, и трендов, которые с годами перестали быть актуальными. Даже опытные риелторы говорили: «Это можно только взорвать, чтобы продать пустую землю». Поэтому во многих поселках и по сей день «кладбище погибших кораблей», как я это называю.
Людей, конечно, не переделаешь, но важно говорить о таких процессах вслух, объясняя все нюансы на этапе планирования дома или интерьера квартиры. Универсально спроектированная и нейтрально отделанная или легко поддающаяся рестайлингу квартира – выгодное вложение денег, а навороченный дорогостоящий дизайн с учетом каждого каприза – нет. Слава богу, народ учится на собственных ошибках, и подобные экономические аргументы действуют прекрасно. Именно поэтому все больше новостроек в Москве сдаётся уже с готовой отделкой. В Новосибирске, думаю, этот процесс тоже будет набирать обороты.
Я как-то выкладывала в «Инстаграм» фотографии респектабельного многоквартирного дома, построенного в Нью-Йорке по проекту швейцарского архитектурного бюро Herzog & de Meuron Architekten. Там во всех квартирах были одинаковые отделки стен, пола, одинаковые кухни и ванные. И в комментарии к моему посту написали, что, если бы туда заселялись российские покупатели, они потребовали бы всё снести и сделать, как они хотят. К счастью, в Штатах никому в голову не придет затевать новый ремонт, рушить стены и выкидывать начинку, при цене квартир в этом доме от 3,5 до 50 млн долларов.
—Как найти хорошего специалиста по дизайну интерьера в огромном разнообразии предложений?
—Хорошо бы сделать осознанный выбор. Предварительно хоть немного разобравшись в предмете и рынке, как мы обычно делаем, когда это касается покупки машины, одежды, техники. Ориентироваться надо не на цену и не на раскрученное имя, а на рекомендации, отзывы, публикации. Надо посмотреть портфолио дизайнера, узнать, реализованы ли его проекты, не компьютерные ли это рисунки на сайте вместо фотографий. А также – есть ли у него публикации в онлайн-медиа или, ещё лучше, печатных изданиях. Помимо работ, рекомендую изучить, что это за личность: какие транслирует мысли, как смотрит на жизнь. Социальные сети сделали мир прозрачным: практически любого человека можно найти и узнать о нём необходимую информацию. Нельзя быть успешным дизайнером с закрытым профилем в Instagram. И последний шаг – это личная встреча, где вы уже сможете понять, ваш этого человек или нет.
—Назовите современных дизайнеров, чьи работы вас вдохновляют?
—Есть топ признанных во всем мире мастеров. Среди них итальянское бюро Dimore Studio – они обладают острым вкусом и смело комбинируют современные вещи с антикварными. Из россиян очень нравятся работы Надежды Ананьевой, Ираклия Зария – это большие профессионалы, работающие на уровне международных звёзд. Проект Ираклия был пару лет назад опубликован в американском Elle Decor, причём один кадр был вынесен на обложку. Это большая победа, что дизайнеру с постсоветского пространства удалось встать в один ряд с мировыми грандами. Не меньше люблю Анну Эрман, которая смело вводит в интерьеры нестандартные элементы, преобразуя какие-то дешёвые вещи, почти мусор, в декор и арт-объекты. Она может найти старую бочку, покрасить её в белый цвет, написать на ней CHANEL N°5 и превратить ее тем самым в авторский предмет интерьера. Или поставить вокруг стола шесть разномастных стульев, из которых вдруг получится ансамбль, колоритный и атмосферный. Её работы не безупречны, они живые, и рассматривать их, и находиться внутри – одно удовольствие. Это творческий человек, понимающий потребности людей, для которых она работает.
—Какие информационные ресурсы рекомендуете читать дизайнерам и какие события обязательны к посещению?
—Посещать разные международные мебельные, интерьерные выставки, недели и дни дизайна надо хотя бы раз в год. Это лучший способ освежить свои дизайнерские рецепторы и узнать, куда движется мир. Пользуйтесь любой возможностью почерпнуть знания из первоисточника – ведь медиа, которые ведут репортаж, выдают уже переработанную информацию. Salone del Mobile в Милане, конечно, самое крупное событие, но можно выбрать что-то менее глобальное: фестиваль дизайна в Лондоне, мебельные выставки в Стокгольме, Кёльне, Париже.
—Кстати, какие прогнозы по развитию дизайна в Азии? Говорят, Китай делает успехи в этом направлении?
—Это правда. Мнение о Китае как о стране с вторичным дизайном, где создаются только копии известных брендов, устарело. Там растет прослойка общества, которая не покупает фейки и отдаёт предпочтение оригинальным качественным вещам из Европы. Также растёт поколение молодых китайских дизайнеров. Они делают интересные авторские предметы, работают с европейскими компаниями, галереи дизайна показывают их работы на внутренних и международных выставках.
—Что можете сказать о Новосибирске с точки зрения дизайна, архитектуры?
—Приятно видеть старый центр – оазис добротной дореволюционной и советской архитектуры, не испорченной современной застройкой. Конечно, порадовали Новосибирский областной театр кукол и Новосибирский театр оперы и балета. Интересно было съездить в заповедник модернизма ХХ века – Академгородок. Да даже гостиница «Азимут» – бывший Интурист – явно знаковое место и архитектурная достопримечательность. Однако за пределами центра всё достаточно печально: хаотично, явно неудобно для жителей, очень мало деревьев и зелени, транспортная связанность оставляет желать лучшего. Создаётся впечатление, что город не для людей. Но так не должно быть, иначе грош цена местным властям и архитекторам. То, что я увидела, говорит о равнодушии и слабости тех, кто отвечает за облик и развитие города. Хотя иногда нужно совсем немного.
Вот, например, в Краснодаре назначили главным архитектором молодого специалиста, незашоренного и неравнодушного, и уже есть перемены к лучшему. Появился современный проект развития набережной реки Кубань, принят городской регламент для информационно-рекламных конструкций, на улицах города появились работы современных скульпторов и художников. Новосибирск тоже мог бы быть гораздо более приятным городом, если бы были приняты простые и понятные меры по улучшению визуальной среды и не формальному, а реальному благоустройству и озеленению.
—Как власть может регламентировать развитие отрасли дизайна?
—Хочется сказать: хорошо бы, чтоб не мешали. Но если говорить серьезно, то этого мало. С моей точки зрения, и власти, и бизнес должны работать на популяризацию хорошего дизайна и утверждении высоких стандартов в этой области. Должны показывать пример и поддерживать инициативы снизу. Вот в сентябре 2019 года во Владивостоке силами местных энтузиастов была проведена первая в истории города неделя дизайна. И всего третья в стране, после Москвы и Петербурга! Инициаторами стали три девушки-дизайнера, они нашли единомышленников, объединили усилия. Их инициативу поддержала мэрия, им помогли получить для недели дизайна отличное помещение – старинные артиллерийские мастерские в самом центре города. И в итоге неделю дизайна за три дня посетило более семи тысяч человек! Это крутой результат для Владивостока с его 600 тысячами населения.
Такие события помогают горожанам почувствовать вкус к хорошему и в конечном итоге улучшают жизнь в городе. Ведь дизайн – это средство улучшения жизни, и для города, и для отдельного человека.
Ольга Косырева – дизайн-критик, историк дизайна. C 2012 года – основатель и руководитель «Дизайн-лектория Ольги Косыревой» (www.designlectures.ru).
По специальности редактор, работала в журналах AD (2002-2007), Interni (2008), Vogue (2009-2010) и др. C 2011 года преподает историю дизайна в Школе дизайна «Детали» (Москва) и выступает с публичными лекциями. Поддерживает развитие дизайна в России. Восемь раз входила в жюри конкурса Salone Satellite (2006, 2012-2018). Была председателем жюри конкурсов «Придумано и сделано в России» (2018) и «Дизайн и ремесло» (2019), член экспертного совета конкурса Lexus Design Award Russia 2020.
31 000 подписчиков в Инстаграме – любителей хорошего дизайна со всей страны и из-за рубежа.
20 лет подряд изучала дизайн на главной мебельной выставке мира – Миланском Salone del Mobile.
Выступления Ольги Косыревой проходили в 31 городе России и 3 столицах бывших республик, от Туапсе до Сыктывкара и от Калининграда до Владивостока.